БЛОГ ПАВЛА ДМИТРИЕВА

Santo Daime: секта «аявасочных наркоманов» или настоящая религия?

Меня часто спрашивают, совместимы ли вегеталистские церемонии с популярными религиями. Я уже объяснял, почему аяваска не противоречит исламу. Что касается христианства, то и объяснять нечего, ведь за меня это уже сделал папа римский Иоанн Павел II: 3 февраля 1985 года на проповеди в Перу он признал, что культ Пачамамы (Матери-Земли) — это, по сути, поклонение божественной благодати. Но аяваска не просто не нарушает религиозных канонов — она еще и стала основой самостоятельной религии. И нет, речь не об амазонском шаманизме.

Учение Мастера Иринеу

История синкретической религии SantoDaimeначалась с аявасочного трипа. В 1912 году 19-летний бразилец африканского происхождения Рэймандо Иринеу Серра приехал в Манаус (город и микрорегион в Бразилии, столица штата Амазонас) в поисках лучшей жизни. В Бразилии к тому времени заканчивалась каучуковая лихорадка, и темнокожий выходец из семьи бывших рабов делал все, чтобы не умереть с голоду: сначала работал на плантации, а затем поступил на службу в Национальную гвардию под командование маршала Рондона — знаменитого бразильского полководца, исследователя Амазонии и первого директора Службы защиты индейцев. Согласно одной из версий, именно Рондон назначил Серра казначеем отряда. Этой должности удостаивались только самые порядочные из солдат.

Неизвестно, была ли заслуга маршала Рондона в том, что убежденный католик Серра узнал об аяваске. Но примерно к 1920-му он прошел свою первую церемонию — и именно она определила всю его дальнейшую жизнь. Во время психоделического трипа Серра встретил Деву Марию. Она представилась Царицей Леса и сообщила, что истинное призвание Мастера Иринеу (так ему отныне нужно было называться) состоит в том, чтобы создать и донести до людей по всему миру новое учение, которое объединит авраамические религии и верования коренных народов Амазонии.

После церемонии Мастер Иринеу провел восемь дней в полном одиночестве глубоко в джунглях, обдумывая случившееся, а на девятый решил сам организовывать церемонии аяваски и начать работу над формированием новой религии — Santo Daime (Daime— одно из многочисленных названий отвара из «лианы духов»). Кроме того, Серра открыл в себе дар целителя — и к нему потянулись те, кому не могли помочь доктора.

Во что верят адепты SantoDaime?

Мастеру Иринеу хватило всего четырех слов, чтобы описать суть новой религии: «Гармония, любовь, правда и справедливость». Впрочем, не помешало бы и пятое — аяваска. Употребление отвара из «лианы духов» сопровождает каждый из ритуалов, которые здесь называют работами. Две ключевые — «concentrações» (медитация в тишине) и «bailados», или «hinários» (ритуальные танцы и пение гимнов). Начало и окончание каждой работы сопровождает чтение христианских молитв, а алтарь в церкви SantoDaime, которой может служить любое помещение или просто малока в джунглях, украшен шестиконечным крестом Каравака (с двумя горизонтальными «перекладинами»).

По сути, Мастер Иринеу взял от христианства все мирное и конструктивное, добавил уважение к природе и чувство ответственности за мир, в котором мы живем, и щедро приправил получившуюся смесь чудом. Ведь именно этого не хватает современным религиям, не так ли? Все они описывают чудеса и невероятные исцеления, но все это, дескать, было давно, а в современном мире, когда ребенок умирает от рака, остается только разводить руками и говорить, что пути господни неисповедимы. SantoDaimeже позволяет каждому пережить мистический опыт и, возможно, даже исцелиться. Напомню, что отвар из «лианы духов» эффективен против депрессии, болезни Альцгеймера, зависимостей и в некоторых случаях от онкологических заболеваний. Все это уже доказано наукой.

Учение Иринеу оказалось на удивление прогрессивным. Он говорил о гармонии и любви к ближнему в то время, когда мир погружался в пекло Второй мировой. Об экологичности во всех смыслах — задолго до того, как человечество обеспокоилось проблемой глобального потепления. О персональной ответственности во времена, когда никому бы и в голову не пришло сортировать мусор или отказываться от пластиковых пакетов (они тогда даже еще не вошли в обиход). В принципе, любого современного человека, приверженца гуманистических идеалов, воспитанного хоть немного в духе христианства, от SantoDaimeотделяет лишь одно — церемония аяваски. Возможно, именно поэтому представительства этой церкви, даже несмотря на сложности с правовым статусом ДМТ, есть во многих американских и европейских городах.

Важнейший элемент SantoDaime— гимны, которые аяваска открыла Мастеру Иринеу. Это 129 песен, которые обычно исполняют под аккомпанемент маракасов, гитары, аккордеона и флейты. В принципе, чем не разновидность икаро?

Вместо заключения

На мой взгляд, каждый, кто прошел церемонию аяваски хотя бы несколько раз, уже готов взаимодействовать с тем, что люди привыкли называть богом, в индивидуальном порядке — без церковных условностей. Он может сохранить свое вероисповедание, но гораздо глубже поймет саму суть религий. Поэтому у меня нет желания вступать в ряды SantoDaime. Но если вы уж совсем не можете без «опиума для народа», то эта церковь явно не худшая из возможных. А в чем-то даже намного более прогрессивная. Это совсем не деструктивная секта, как ее иногда представляют СМИ, а синкретический набор вполне конструктивных верований. К тому же близких и понятных большинству из тех, кто это читает.