БЛОГ ПАВЛА ДМИТРИЕВА

Прощай, зависимость: эффективна ли аяваска против алкоголизма, табакокурения и наркомании?

Отвечу сразу: да. Это подтверждают научные исследования, которые мы рассмотрим ниже. Оцените иронию! Отвар, который не вызывает зависимости и не вредит здоровью, почти по всему миру записали в наркотики и запретили. Затем выяснилось, что он эффективен при лечении кокаиновой зависимости и существенно сокращает тягу к легальным наркотикам: алкоголю и табаку. Думаете, правовой статус аяваски после таких открытий изменился? Нет. И это повод задуматься, кто и зачем прикладывает так много усилий, чтобы вы никогда не попали на церемонию.

Исследование Джеральда Томаса

Канадские ученые при поддержке MAPS (MultidisciplinaryAssociationforPsychedelicStudies) провели эксперимент, в котором приняли участие 12 человек, злоупотребляющих алкоголем, табаком, марихуаной, кокаином и опиатами. Все они принадлежали к индейским общинам Канады — социальной группе, которая, по статистике, сильнее остальных подвержена губительным зависимостям. Каждый из участников уже пытался «завязать», но потерпел неудачу. Эксперимент подразумевал 4-дневный ретрит с 2 церемониями аяваски и последующим групповым обсуждением полученного опыта.

Результаты, опубликованные в 2013 году в журнале CurrentDrugAbuseReviews, шокировали научное сообщество. Аяваска продемонстрировала эффективность в лечении хронической кокаиновой зависимости и существенно сократила употребление алкоголя и табака, но оказалась бесполезна в борьбе с опиатной зависимостью и злоупотреблением каннабисом. Также ученые в очередной раз подтвердили безопасность аяваски: не было отмечено ни одного побочного эффекта.

Исследование Аньи Луизаги-Велдер

В этом продолжительном эксперименте, проходившем в Мексике, приняли участие 10 наркозависимых, и половина из них сообщила о существенном снижении тяги к наркотикам (прежде всего к кокаину) после церемонии аяваски. Эффект длился по меньшей мере 2 года, на протяжении которых участники либо оставались полностью «чистыми», либо употребляли наркотики реже и в меньших дозировках. Абсолютно все исследуемые отмечали, что аяваска помогла им понять скрытую природу своей зависимости и сократить случаи деструктивного поведения из-за наркотиков. Также ученые отметили у всех испытуемых существенное снижение тяги к алкоголю и сигаретам.

Результаты этого эксперимента были опубликованы в 2014 году в JournalofPsychoactiveDrugs. Скептики утверждают, что их сенсационность может быть обусловлена тем, что верования всех испытуемых были так или иначе связаны с культом Пачамамы (Матери-Земли), частью которого как раз и являются вегеталистские церемонии. Но другие исследования показывают, что аяваска эффективна вне зависимости от того, в какой среде вырос участник ритуала.

Исследование Рэйчел Харрис

Ученые выясняли общее влияние аяваски на качество жизни и опросили в этих целях 131 человека из разных уголков Северной Америки. Каждый из участников исследования проходил церемонию как минимум раз. Результаты, опубликованные в JournalofPsychoactiveDrugs в 2012 году, показали, что у аяваски есть выраженные долговременные эффекты: улучшение настроения, гармонизация отношений с партнером, принятие себя, приверженность к здоровому питанию и сокращение употребления алкоголя. Ученые пришли к выводу, что шаманский ритуал помогает людям чувствовать себя более счастливыми и здоровыми. При этом 74 % участников заявили, что ощутили на церемонии воздействие духа растения-учителя и связывают улучшение качества жизни именно с этим опытом.

Как это работает и почему наркоманов повсеместно не лечат аяваской?

Ученые пока не могут объяснить природу антиаддиктивных свойств аяваски и почему диметилтриптамин (считающийся ее главным действующим веществом) гораздо менее эффективен в борьбе с зависимостями. Но снижение интенсивности абстинентного синдрома (так называемой ломки) и улучшение психологического состояния после приема аяваски уже научно доказанный факт. Официальная медицина тем не менее делает вид, что не замечает сенсационных результатов исследований, опубликованных в авторитетных научных журналах. Дело в инерционности современной науки или злом умысле? Этот вопрос остается открытым.