БЛОГ ПАВЛА ДМИТРИЕВА

Аяваска для мусульман: харам или не харам?

В Коране ничего не сказано ни об индейцах кечуа, ни об аяваске. Неопределенность рождает множественные толкования. И поэтому мусульмане, обращающиеся к нам, обычно в растерянности: они опасаются, что употребление отвара из лианы Banisteriopsis caapi — харам.

Такое мнение основано на том, что Коран прямо запрещает опьяняющие напитки. Аят 90 суры Аль-Маида гласит: «О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники и гадальные стрелы являются скверной из деяний дьявола. Сторонитесь же ее, — быть может, вы преуспеете».

Аят 219 суры Аль-Бакара подтверждает сказанное: «Они спрашивают тебя об опьяняющих напитках и азартных играх. Скажи: “В них есть большой грех, но есть и польза для людей, хотя греха в них больше, чем пользы”. Они спрашивают тебя, что они должны расходовать. Скажи: “Излишек”. Так Аллах разъясняет вам знамения, — быть может, вы поразмыслите».

Некоторые мусульмане, опираясь на арабский текст Корана, в котором упоминается только вино, утверждают, что запрет не касается других спиртных напитков. Это манипуляция. Второй Праведный халиф Умар ибн аль-Хаттаб говорил: «Запретно все то, что опьяняет рассудок». А аз-Захаби, перечисляя 76 больших грехов, упомянул и употребление спиртных напитков.

Но еще большая манипуляция — распространять этот запрет на любые напитки, изменяющие сознание. Коран прямо говорит о том, что запрещать что-либо на свое усмотрение — значит оскорблять Всевышнего. Аят 140 суры Аль-Анам гласит: «Понесли урон те, которые убивали своих детей по глупости, без всякого знания, и запрещали то, чем наделял их Аллах, возводя навет на Аллаха. Они впали в заблуждение и не последовали прямым путем».

Отвар из «лианы духов» не содержит алкоголя, а его воздействие на организм не имеет ничего общего с опьянением. Пророк велел сторониться всего, что пьянит, одурманивает рассудок. Но аяваска не затуманивает, а наоборот — просветляет, расширяет сознание. Не разрушает личность, а помогает познать себя и окружающий мир. И уж точно не подталкивает человека ко злу.

Таким образом, аяваска не может быть харамным напитком, а тот, кто утверждает обратное, оскорбляет самого Аллаха. У верующего нет права принимать решения за Всевышнего и уж тем более приписывать ему свои умозаключения. Это кибр — грех высокомерия. Живите праведно — и ждем вас на церемонии аяваски!