БЛОГ ПАВЛА ДМИТРИЕВА

Знакомство с Пачамамой: все мы — дети Матери-Земли

Пачамама — одна из наиболее почитаемых в амазонской мифологии богинь. Покровительница урожая, она олицетворяет саму жизнь. Как правило, ее изображают в виде зрелой женщины, несущей листья коки и картофель. Хотя мы называем ее Матерью-Землей, существует и буквальный перевод — Мать Мира.

Несмотря на то что Пачамама также повелевает землетрясениями и может наказать неурожаем, ее образ в индейской культуре исключительно положительный. Особенно она почитаема горцами, обитающими на территории Анд. Ведь и сама богиня, согласно преданиям, живет в горах. Кечуа и другие индейские племена считают себя обязанными ей всем, что имеют.

Обычаи поклонения

Культ Пачамамы распространен почти на всей территории бывшей империи инков: в Перу, Эквадоре, Боливии, Аргентине и Чили. Ни одно важное застолье не обходится без тоста в честь богини плодородия. Есть даже особый ритуал, связанный с употреблением спиртного. Для этого чаще всегоиспользуют слабоалкогольный напиток чича: немного проливают на пол, будто угощая Мать-Землю, а уже потом выпивают остальное.

Впрочем, потчуют богиню не только спиртным. В рамках церемонии Challaиндейцы закапывают в землю особые блюда, сигары и даже листья коки. Подготовку к ритуалу начинают накануне вечером в семейном кругу. Такие празднества в некоторых регионах проводят в первую пятницу каждого месяца. Но больше всего знаков внимания Матери-Земле оказывают в августе.

Дело в том, что на территории южных Анд август — самый холодный месяц. Тамошние жители не только чувствуют себя неуютно, но и ощущают особую уязвимость к болезням. В этот сложный период они прикладывают максимум усилий, чтобы поддерживать хорошие отношения с природой. Будет год удачным или нет, определить легко. Аккурат 1 августа глава общины выкапывает яму в земле. Если почва податлива, стоит ждать хорошего урожая.

Чтобы здоровье оставалось крепким, посевы взошли, а домашний скот плодился, индейцы проводят различные очистительные ритуалы. Отвадить злых духов, по их мнению, помогает сжигание растений и древесины. Но прежде всего нужно заслужить расположение Матери-Земли искренними подношениями.

День Пачамамы

Этот праздник не случайно отмечают 1 августа. Инки верили, что ко дню солнцестояния (21 июня), когда заканчивали собирать урожай, Мать-Земля окончательно уставала и должна была взять паузу, чтобы набраться сил. Длился такой отдых 40 дней, как и у тамошних женщин после родов. А 1 августа Пачамама снова считалась готовой к «зачатию».

Индейцы очищали поля и свои жилища. В храмах приносили в жертву животное (зачастую ламу). А в полдень, когда солнце достигало зенита, просили друг у друга прощения и забывали обиды. Да, этот обычай действительно во многих аспектах напоминает нашу Масленицу.

В зависимости от региона традиции отличаются. Где-то день Пачамамы празднуют еще и в феврале. Где-то — и после сбора урожая в течение целой недели, устраивая самый настоящий карнавал. Где-то подношения не закапывают в землю, а сжигают. Объединяют же все версии праздника массовые гуляния, щедро накрытые столы и оптимистичный настрой на будущее.

Апачета и илья

Еще один способ поклонения Пачамаме связан с сооружением алтарей. Они бывают 2 типов:
·        Илья (illa). Представляет собой горку из поленьев. Поучаствовать в ее создании должен каждый проживающий неподалеку. Трогать их и тем более забирать запрещено: это собственность Матери-Земли. Есть лишь одно исключение из правила: если в доме нет даже щепки, чтобы развести огонь, а на улице холодно и много снега, то можно взять несколько поленьев, предварительно попросив разрешения у богини.
·        Апачета (apachiqta). Такую обрядовую пирамиду строят из камней. Занимаются этим путники, каждый из которых оставляет камень, чтобы снискать благосклонность Пачамамы в дороге. Под самый нижний кладут подношение. Зачастую такие алтари можно увидеть на склонах гор. Таким образом индейцы заранее благодарят богиню за безопасность в пути: свою и вьючных животных.

Разумеется, на таких алтарях оставляют дары Матери-Земле. В основном это шарики пережеванной коки (akuyku) или же алкоголь, которым апачету или илью поливают тонкой струйкой. А земля, где оставляют подношения Пачамаме, всегда считается священным местом.

Культ Пачамамы и христианство

С одной стороны, европейские колонизаторы, пытавшиеся ликвидировать языческие верования, так и не добились своего. С другой — культ Матери-Земли во многих регионах перенял внешние христианские атрибуты, а где-то и вовсе был частично переосмыслен под влиянием католических миссионеров. Более того, в Амазонии вы наверняка встретите людей, умудряющихся совмещать веру в христианского бога с поклонением Пачамаме. Ритуалы в таких случаях переплетаются самым диковинным образом.

К этой тенденции приложили руку и представители католической церкви. Хоть и с запозданием, они все-таки вспомнили поговорку «Не можешь победить — возглавь». И священники стали активно продвигать тезисы о том, что культ Пачамамы — это экзотическая модификация веры в христианского бога. Ведь Мать-Земля — не кто иная, как Богоматерь. А значит, индейцы всегда ей поклонялись, просто на свой манер.

Сам Иоанн Павел II еще в 1985-м говорил в своей проповеди в Перу: «Поклонение Пачамаме — это не что иное, как признание Бога и Его благодати, даровавшей вашим предкам пищу с земли, которую они возделывали». А в ходе поездки в Боливию в 1988-м понтифик заявил: «Бог знает, что нам нужно из пищи, производимой на земле, этой разнообразной и выразительной реальности, которую ваши предки называли Пачамамой и которая отражает работу Божественного провидения, предлагающего нам свои дары на благо человека».

Культ Пачамамы и государство

Эпоха колониального угнетения осталась в прошлом, и сегодня коренные народы Амазонии активно возрождают и укрепляют свою идентичность. Неудивительно, что традиционные верования получают поддержку на государственном уровне.

Так, экс-президент Боливии Эво Моралес в своих речах часто упоминал Пачамаму и вообще апеллировал к символике, близкой коренным жителям. Но самое главное, что в принятой при его правлении конституции был пункт о государственной поддержке культа Пачамамы.

Есть чем похвастать и жителям Перу. Их экс-президент Алехандро Толедо вскоре после своего избрания в 2001-м участвовал в традиционной церемонии поклонения старым божествам на вершине Мачу-Пикчу — в священном для всех перуанских индейцев месте.

В заключение

Такая она, Пачамама: обладающая безграничной силой, щедрая и справедливая. Неудивительно, что именно она — любимица большинства жителей Амазонии. Полагаю, вам этот образ тоже пришелся по душе.