БЛОГ ПАВЛА ДМИТРИЕВА

Старые песни о главном: все, что необходимо знать о магии икаро

Я тоже совершал эту ошибку: считал, что ритуальные песни икаро — это всего лишь декорация, одна из составляющих индейского антуража. Мол, они вносят свой вклад в формирование правильных сета и сеттинга, но на этом все. Рассказы про исцеление одними только икаро казались мне красивой легендой. Но потом я узнал, откуда берутся эти песни и что они на самом деле собой представляют, — и мое мнение резко изменилось.

Если бы растения-учителя могли петь…

Икаро — это ритуальные песнопения, которые курандеро исполняют на вегеталистских церемониях (аяваска, Сан Педро, рапэ). В интернете можно найти полноценные музыкальные произведения, названные икаро, но на самом деле курандеро не играют на музыкальных инструментах, кроме разве что ритуального барабана, и не зовут на церемонии оркестры. В их распоряжении обычно только голос и чакапа — связка сухих листьев (чаще всего злаковых растений семейства Pariana), которая при встряхивании издает умиротворяющий треск. Также икаро сопровождают окуриванием мапачо, но тлеющие сигары не издают звуков.

Обычно мы слышим икаро на языке кечуа или шипибо-конибо, но вполне допустимо петь их на испанском, английском и в теории даже на русском (позже вы поймете почему). Иногда в них и вовсе нет текста — только набор разрозненных звуков, создающих определенный мотив. Индейцы не записывают икаро. Существует набор стандартных песнопений, которые передаются из уст в уста. За время подготовки курандеро запоминает более сотни таких композиций. Остальные же открываются ему во время взаимодействий с растениями-учителями. Диетирование проходит в изоляции и может длиться до нескольких лет.

Я расспрашивал шамана, как происходит озарение икаро, и тот объяснил, что начал слышать голос, будто бы исходивший из затылка. Голос исполнял песнопение — и курандеро почувствовал необходимость повторять за ним. Когда икаро была выучена, голос затих. Иногда песня приходит спонтанно, прямо на церемонии. Шаман объяснил, что в редких случаях икаро открываются и обычным людям, которые не практиковали долгие месяцы аскезы, а лишь прошли подготовку перед аяваской. В момент озарения участник, сам того не понимая, начинает напевать звуки или даже песнь на своем родном языке. Чаще всего он не может повторить и после церемонии.

Курандеро берегут икаро от людей с дурными намерениями. Я слышал истории о брухо (злых шаманах), которые проделывали долгий путь и представлялись обычными участниками церемонии, лишь бы услышать и запомнить песнопения опытного курандеро. У брухо не бывает озарений, потому что растения-учителя открывают икаро только тем, чьи помыслы чисты. Мать-Земля благоволит лишь несущим добро.

Песнопения на все случаи жизни

Икаро — это не просто дополнение к вегеталистской церемонии, а полноценный инструмент курандеро. Они служат как минимум 9 разным задачам:
  1. Защищать. Шаманы убеждены, что во время церемонии, когда открыты энергетические каналы, человек особенно уязвим к злым духам. Его щитом становятся специальные икаро. С их помощью курандеро отгоняют темные силы и даже устанавливают защитный купол над малокой. Индейцы верят, что в таких случаях им на помощь приходят добрые духи леса.
  2. Добавлять осмысленности видениям. Икаро устанавливает ментальную связь между участниками церемонии и духом растения-учителя, превращая психоделический трип из просто яркого впечатления в череду инсайтов. Индейцы верят, что сила, заключенная в ритуальных песнях, доставляет души участников в «mareacion» (так они называют аявасочный трип) на лодках и анакондах.
  3. Стабилизировать видения. По мнению кечуа, то, что мы называем бэд-трипом, случается, когда душа ускользает в темное царство. Она может не найти обратной дороги, и тогда человек не вернется в сознание или даже умрет. Икаро служит маяком, указывающим путь обратно к Свету. Когда участник слышит такое песнопение, кошмары рассеиваются.
  4. Очищать сознание и подсознание. Кажется, что такие икаро вызывают дискомфорт, тревогу, страх и даже тошноту. Их неприятно слушать. Но за такими ощущениями скрывается энергетический шторм, призванный отделить негативную энергию и посторонние сущности, а затем изгнать их из тела. Когда песнь стихнет, пациент почувствует облегчение.
  5. Исцелять об болезней. Такие икаро, наоборот, даруют ощущение гармонии и воодушевляют. Они красивы и мелодичны. Человек чувствует, как звезды освещают его сердце, цветы распускаются в больных органах, а змеи исправляют разрушенные цепи ДНК. Курандеро призывают на помощь духи растений-учителей, животных и даже божества.
  6. Отражать атаки брухо. Если злой шаман проник на церемонию, курандеро может почувствовать его присутствие. В этом случае он исполнит боевую икаро и таким образом привлечет на свою сторону духов могущественных существ. Между добрым и злым шаманом развернется энергетическая битва. Курандеро исполняют боевые икаро еще и в тех случаях, когда их пациент стал жертвой темной магии.
  7. Манипулировать сознанием. Эти песнопения — меч с обоюдоострым лезвием. С одной стороны, их используют для искоренения деструктивных моделей мышления и поведения, то есть во благо. С другой — широко известны «ворми-икаро», шаманский аналог приворотного зелья, являющийся, по сути, посягательством на чужую волю.
  8. Открывать порталы в другие миры. Индейцы верят, что особые икаро могут инициировать астральные путешествия, притом не только в пространстве, но и во времени. Проводниками курандеро становятся призванные духи растений-учителей и животных.
  9. Закрывать энергетические каналы. Действие таких икаро напоминает лед, которым сужают поры после косметологических процедур. Курандеро делают то же, но с ментальными точками входа. Это часть энергетической гигиены. Кроме того, они накладывают аркану — энергетический щит, оберегающий участника за пределами малоки.

Заключение, или Как помочь курандеро?

В отличие от аяваски, способной погрузить человека в психоделический трип даже вопреки его воле, магию ритуальных песен легко разрушить. Шаманы признают, что большинство икаро (за исключением разве что боевых и приворотных) действуют только на тех, кто открыл им свои разум и сердце. Эффекты песнопений могут быть ослаблены усталостью, сильными эмоциональными расстройствами, перееданием и, наоборот, голодом, а также громкими посторонними звуками. Ваше просветление — в ваших руках. Советую отбросить скепсис и принять магию индейских песнопений. Лично я решился и еще ни разу об этом не пожалел.