БЛОГ ПАВЛА ДМИТРИЕВА

Жизнь без рака: правда ли, что аяваска эффективна против онкозаболеваний?

Хочу сразу предостеречь: масштабных исследований, подтверждающих, что аяваска исцеляет любые формы онкозаболеваний на любых стадиях, увы, нет. И в ближайшие годы они вряд ли появятся, ведь власть имущие не жалуют отвар из «лианы духов». Уже есть доказательства, что аяваска эффективна против депрессии, зависимостей и болезни Альцгеймера, но государственные машины предпочитают их не замечать. Приходится довольствоваться отдельными случаями, описанными в научных изданиях. Большинство я почерпнул из статьи Эдуардо Шенберга «Ayahuasca and cancer treatment» (SAGE Open Medicine, 2013).

История Дональда Топпинга

В 1988 году ему поставили страшный диагноз — рак толстого кишечника. Дональду было 58 и, несмотря на ученую степень (профессор лингвистики Гавайского университета), он не слишком доверял классической медицине. Поэтому вместо операции выбрал курс традиционных методик длительностью 4 месяца. Тогда Дональд еще не слышал об аяваске, но принимал некие «растительные препараты», соблюдал вегетарианскую диету, выполнял физические упражнения и много отдыхал. По завершении курса биопсия не выявила раковых клеток, но, увы, результат оказался ложным. Следующая биопсия через 2 недели подтвердила, что у Топпинга все еще рак, — и ему пришлось лечь на операционный стол.

Все прошло успешно, и профессор был убежден, что онкопатологий на его веку больше не будет. Но в 1996 году врачи диагностировали у него гепатоцеллюлярную карциному, а проще говоря, рак печени. Опухоль уже дала метастазы, так что шансы выжить после ее удаления и года обязательной химиотерапии, по оценкам докторов, составляли 15–25 %. Топпингу удалили половину печени, но от химиотерапии он отказался. Вместо этого прошел 4 церемонии аяваски: 2 в церкви SantoDaimeна Гавайях и еще 2 в Перу. По возвращении домой он сдал анализы и обнаружил, что онкомаркер РЭА ниже нормы. Это означало ремиссию.

Рак отступил на 7 лет. Профессор Топпинг умер в 2003 году в возрасте 73 лет.

История Эйприл Блейк

В 2008 году врачи сообщили ей, что неоперабельная опухоль в гипофизе подобралась слишком близко к зрительным нервам и мозговому стволу, а потому впереди только слепота и смерть. Жизнь 34-летней женщины-антрополога и до того складывалась тяжело: с подросткового возраста она страдала от акромегалии — редкого нарушения функции гипофиза, сопровождающегося расширением и утолщением костей стоп, кистей и черепа, частыми головными болями, утомляемостью, снижением остроты зрения, ослаблением умственных способностей и прекращением менструального цикла.

Эйприл давно интересовалась холистической и народной медициной, поэтому у нее не было предубеждений к «странным» методикам. Она хваталась за соломинку: практиковала традиционную китайскую медицину и обращалась к известному бразильскому медиуму JoãodeDeus. Ничего не помогало. В конце концов женщина решилась отправиться в Перу к шаманам племени шипибо-конибо на церемонию аяваски. После отвара из «лианы духов» ее состояние заметно улучшилось, а в 2011-м, пройдя уже не один десяток таких ритуалов, Эйприл сообщила, что полностью исцелилась от рака и акромегалии.

Увы, это не совсем так. Обследование показало, что опухоль никуда не делась, но ее рост прекратился. Эйприл больше не беспокоят головные боли, утомляемость и другие симптомы акромегалии. А главное — она жива. Еще 13 лет назад врачи сообщили ей, что надежды нет, но в 2021-м она все еще чувствует себя замечательно. Благодаря аяваске.

История Маргарет Де Вис

Она никому не сказала о своем диагнозе — раке молочной железы. И вместо удаления груди и долгих курсов химиотерапии отправилась в Эквадор, к курандеро из племени хиваро. Маргарет сообщила ему, что хочет пройти церемонию аяваски для саморазвития. Но шаман тут же сказал, что она в опасности, ведь ее грудь заполнена черным дымом. Именно так она впоследствии и назвала книгу о своем чудесном исцелении — «Черный дым». Курс лечения длился 3 года, с 2000-го по 2003-й, и включал 11 поездок в Эквадор. Там Маргарет пила аяваску, взаимодействовала с другими растениями-учителями и придерживалась шаманской диеты: только вареные продукты без соли и масла.

Сегодня она успешный композитор, писатель и популяризатор традиционной амазонской медицины. Она жива, полностью здорова и не ложилась под нож хирурга. В 2003 году, когда курандеро сообщил, что черный дым рассеялся, Маргарет обратилась к врачам. Ни одно обследование так и не смогло подтвердить рак молочной железы. Его будто бы никогда и не было.

Участники эксперимента Роберта Форте

Историй о том, как аяваска исцеляет от неизлечимых болезней, полным-полно. Особенно в среде тех, кто интересуется амазонским шаманизмом. Но что из них правда и как сильно ее исказил «испорченный телефон»? Преподаватель психологии и истории религий Калифорнийского университета Роберт Форте тоже задался этим вопросом. И нашел на него ответ. Он решил сопровождать 2 онкобольных пациентов на церемонию аяваски, а затем провести клинические исследования. Первый — 66-летний психиатр с раком предстательной железы. За 10 лет до эксперимента он уже проходил лечение и был уверен, что рак не вернется. Но онкомаркеры ПСА пошли в гору. Второй пациент — 50-летняя школьная учительница с карциномой яичника, уже успевшей пустить метастазы.

Добровольцы отправились в Перу на церемонию аяваски, которую проводил курандеро из племени ашанинка (кампа). Форте замерил показатели онкомаркеров до и после ритуала. Выяснилось, что они значительно снизились. Маркер рака яичника CA-125 у онкобольной женщины и вовсе упал с 4 000 до 600 единиц — в 6,7 раза! Это еще не говорило об устойчивой ремиссии, но для этих пациентов аяваска оказалась эффективнее химиотерапии. Получив сенсационные результаты, Роберт Форте углубился в изучение шаманских практик и сегодня известен как популяризатор и борец за легализацию психоделических средств.

Участники эксперимента Жанин Шмид

В 2010 году группа ученых под руководством Жанин Шмид из Института медицинской психологии Гейдельбергского университета опубликовала результаты наблюдений за 4 онкобольными, прошедшими церемонию аяваски. Это были 59-летний мужчина с раком предстательной железы, 40-летняя женщина с карциномой эндометрия (раком матки), 36-летняя женщина с миомой матки (доброкачественной опухолью) и 43-летняя женщина с раком желудка. Все они утверждали, что аяваска изменила их жизни и оказала положительное влияние на здоровье, но последнее слово осталось за докторами.

Состояние мужчины с раком предстательной железы, согласно медицинской экспертизе, не изменилось. Женщине с миомой матки стало хуже, а пациентка с раком желудка сообщила о ремиссии, но отказалась проходить финальное обследование. Настоящей сенсацией стало состояние женщины с карциномой эндометрия. Опухоль будто бы растворилась, и врачи констатировали, что теперь она абсолютно здорова.

Что именно в аяваске лечит рак?

У ученых есть несколько вариантов ответа, но большинство из них учитывают только физиологическое воздействие ключевых компонентов отвара: диметилтриптамина (ДМТ) и ингибиторов моноаминоксидазы (ИМАО). Есть свидетельства, что в древности β-карболины (прежде всего гармин и гармалин, содержащиеся в лиане Banisteriopsis caapi) успешно использовали для лечения онкозаболеваний. Согласно некоторым исследованиям, эти алкалоиды могут уменьшать кровоснабжение опухоли, а ДМТ — активировать апоптоз (программируемую гибель) раковых клеток. Кроме того, диметилтриптамин может замедлять рост злокачественных опухолей, сглаживая эффект Варбурга — склонность раковых клеток к активному гликолизу с последующим образованием молочной кислоты, а не к медленному с использованием кислорода.

Есть и другие гипотезы. Например, что ремиссию вызывают визуальные образы, которые участник церемонии наблюдает во время психоделического трипа. Или что дело в звуках икаро. Все эти предположения, увы, объединяет недостаток фактического материала. По необъяснимой причине те, кто стоит за официальной наукой, не одобряют исследование аяваски. Документированных случаев полного исцеления от рака или достижения стойкой ремиссии явно достаточно, чтобы начать масштабные исследования, но кому-то выгодно не замечать слона в комнате.

Вместо заключения

Аяваска — не чудодейственная таблетка. Даже из 9 описанных мной случаев, увы, не все закончились хеппи-эндом. Что мы точно знаем о лечении рака шаманскими ритуалами? То, что церемонии аяваски при не до конца ясных условиях могут избавлять человека от некоторых злокачественных опухолей или останавливать их рост. Все остальное требует подробного изучения и клинических исследований. Не удивлюсь, если ученый, который преодолеет сопротивление государственных машин и все-таки сделает это, когда-нибудь получит Нобелевскую премию. Но главное — он спасет жизни сотен миллионов людей, для которых страшный диагноз стал приговором без права обжалования.