БЛОГ ПАВЛА ДМИТРИЕВА

União do Vegetal: как муравей победил слона

Около 21 000 прихожан — немного для институализованной религии. Но вполне достаточно, чтобы победить самую грозную государственную машину на планете. Церковь União do Vegetal прогремела на весь мир не потому, что за 60 лет открыла 216 филиалов: в каждом штате Бразилии, а также в Перу, США, Канаде, Испании, Португалии, Швейцарии, Голландии, Италии и Австралии. Она известна по другой причине: в 2006 году ее прихожане отстояли в Верховном суде США право употреблять аяваску. Это уникальный случай, когда слабый согласился играть по несправедливым правилам сильного — и все равно выиграл.

Краткая история UDV

«Союз растений» (именно так с португальского переводится União do Vegetal) возник на 40 лет позже другой синкретической религии — SantoDaime. И, видимо, поэтому еще не успел обзавестись красивой легендой. Основатель UDVХосе Габриэль да Коста, впоследствии назвавшийся Мастером Габриэлем, не описывал своих видений, как Мастер Иринэу. Нет историй о том, как на церемонии аяваски ему явилась Дева Мария в образе Царицы Леса и приказала основать новую церковь. Но после первого же ритуала, состоявшегося 1 апреля 1959 года, Хосе Габриэль да Коста осознал свою духовную миссию. Сначала он распространял отвар из «лианы духов» среди работников каучуковых плантаций, а 22 июля 1961 года объявил о создании новой церкви.

У UDVи SantoDaimeмного общего. Не только то, что их основатели работали на каучуковых плантациях. Обе религии — синкретическая смесь вегетализма, христианства и в меньшей степени других верований. Мастер Габриэль признавал Иисуса Христа сыном Божьим и Спасителем человечества, но верил в одухотворенность Природы и реинкарнацию. Он считал, что познать Бога можно лишь в состоянии под названием «burracheira», которое наступает после приема чая «hoasca». Разумеется, речь о состоянии расширенного сознания во время психоделического трипа и хорошо знакомом нам отваре из «лианы духов» и чакруны.

Доктрины Мастера Габриэля передаются только устно, на церемониях, которые в União do Vegetal называют «сессиями». Поэтому за пределами религиозных общин о его учении известно лишь то, что оно несет мир и добро. Иногда до широкой общественности доходят некоторые детали этой религии. Например, Мастер Габриэль проповедовал, что индейцы узнали рецепт аяваски от израильского царя Соломона, который в 10 веке до н. э. приплывал в Южную Америку.

Судебный процесс «Гонсалес против O Centro Espírita Beneficente União do Vegetal»

21 мая 1999 года Таможенная служба США конфисковала груз, отправленный филиалу UDVв Санта-Фе, штат Нью-Мексико, из Бразилии. Он содержал 30 галлонов (около 110 литров) аяваски. Поскольку диметилтриптамин значится в Списке IЗакона о подконтрольных веществах (ControlledSubstancesAct), действия чиновников были абсолютно законны. На первый взгляд. União do Vegetal решила обратить оружие бюрократической машины против нее же самой. Руководитель филиала церкви в США Джеффри Бронфман подал на государство в суд. Он утверждал, что конфискация аяваски нарушает Закон о восстановлении религиозной свободы 1993 года (ReligiousFreedomRestorationActof 1993), ведь прихожане используют ДМТ-содержащий отвар не в рекреационных, а ритуальных целях.

Бронфман не понимал, почему членам Церкви коренных американцев разрешено церемониально употреблять пейот, содержащий мескалин (тоже включенный в Список I), а последователям UDV, выходит, запрещено проводить ритуалы со священным отваром из «лианы духов». Он усмотрел в этом дискриминацию по признаку вероисповедания, а значит, и прямое нарушение Первой поправки к Конституции США. Процессы в судах разных инстанций длились вплоть до 21 февраля 2006 года, когда судьи Верховного суда единогласным решением подтвердили право прихожан União do Vegetal использовать запрещенный отвар в религиозных целях.

Суд установил, что чиновники не смогли обосновать опасность употребления отвара из «лианы духов». По сути, это решение обнажило абсурдность запрета психоделиков. Государство не сумело объяснить самому себе, в чем опасность аяваски для общества и отдельно взятого человека. А если такой опасности нет, почему она до сих пор вне закона?

Вместо заключения

Давайте начистоту: вряд ли в США многие из прихожан UDVдействительно верят, что царь Соломон плавал в гости к индейцам. Они просто пользуются лазейкой в законодательстве, чтобы побывать на церемонии аяваски недалеко от дома. Но можно ли их винить в этом? У сильных мира сего свои мотивы запрещать психоделики. Им нужны не настоящие люди, а безмолвный и послушный человекоматериал. Все методы воспрепятствовать этому хороши. Ведь, когда несправедливость становится фактом, сопротивление ей становится долгом.