БЛОГ ПАВЛА ДМИТРИЕВА

Знакомство с чакруной: серый кардинал просветления

Мы говорим аяваска, подразумеваем — «лиана духов», мы говорим «лиана духов», подразумеваем — аяваска. Адепты этого шаманского отвара действительно привыкли ассоциировать его прежде всего с лианой Banisteriopsis caapi. Дескать, именно она — основной компонент напитка, а все остальные играют вспомогательную роль. Эта версия явно попахивает дискриминацией. Дискриминацией незаменимого растения-учителя, известного нам как чакруна.

Именно она содержит диметилтриптамин (ДМТ), а значит, обеспечивает визуальные галлюцинации и другие невероятные переживания. В этом аспекте как раз «лиана духов» выступает вспомогательным компонентом для чакруны. Ведь содержащиеся в ней алкалоиды гармин и гармалин — это ингибиторы моноаминоксидазы (ИМАО), усиливающие и продлевающие эффект ДМТ. Они замедляют вывод «молекулы духа» из организма, чтобы она успела в достаточном количестве попасть в кровь и достигнуть мозга.

Традиционная классификация индейцев кечуа дала почву для разночтений, назвав чакруной сразу два растения: психотрию зеленую (Psychotriaviridis) и чалипонгу (Diplopteryscabrerana). Они относятся к совершенно разным семействам, но объединяет их одно — содержание триптаминов, в том числе ДМТ.

Свое прозвище чакруна получила от кечуанского «chaqruy» — «смешивать», и на то есть весомая причина. Шаманы ценят ее прежде всего за способность взаимодействовать с другими растениями-учителями. Ведь коммуникация между «маэстро», входящими в состав отвара, — один из ключевых залогов успешной церемонии. Лишь взаимодействие духов этих растений открывает участнику ритуала истинную картину мира.

В традиционных представлениях кечуа чакруна — растение с женским началом, поскольку его ключевая способность — связывать, налаживать коммуникацию. Однако есть в нем и мужское начало, проявляющееся прежде всего в нацеленности на ви́дение. Психотрия зеленая, как и чалипонга, тяготеет к компании других растений силы, и аяваска полностью удовлетворяет эту потребность.

Согласно опять же индейским преданиям, именно благодаря растениям ви́дения на нашей планете когда-то появились все без исключения растения силы. Они будто подсказывали духам, где должны прорасти те или иные «маэстро». То есть именно чакруне обязаны своим появлением и «лиана духов», и все остальные компоненты аяваски.

Умение взаимодействовать с чакруной — один из ключевых показателей мастерства шамана. Смешивание компонентов аяваски — в целом нетривиальная задача, но рассчитать дозу чакруны — особенно ответственный этап, ведь именно она обеспечивает коммуникацию остальных «маэстро».

Непосвященные воспринимают трип как набор визуальных, аудиальных и других искажений, позволяющих пережить новый опыт. Но шаманы уверены: это чакруна приоткрывает завесу, позволяя познать пространство и время. То, что для новичка оборачивается неконтролируемыми переживаниями, опытные аяваскеро воспринимают как аккумуляцию знаний о макрокосмосе и жизни вне земной оболочки.

Чакруна получила свое «смешанное» название еще и потому, что ее редко употребляют в отрыве от других растений. Должного эффекта можно добиться лишь сквозь призму ее взаимодействия с остальными «маэстро». Она направляет их, а они — ее. И только вместе растения-учителя указывают верный путь. Это справедливо не только на духовном, но и на физическом уровне. Не подкрепленная ингибиторами чакруна, может, и не принесет вреда, но и на правильные ощущения рассчитывать в таком случае не приходится.

Есть у кечуанских шаманов отличная метафора, описывающая взаимодействие Psychotriaviridis и Diplopteryscabrerana с их ключевым компаньоном — Banisteriopsis caapi. Они считают, что дух чакруны в своем стремлении объяснить участнику церемонии как можно больше поднимает его сознание очень высоко. А «лиана духов» выступает канатом, по которому они взбираются к небесам. Но в то же время этот канат остается каналом связи с реальностью, к которой нужно рано или поздно вернуться.

Сегодня известность чакруны, как и аяваски, вышла далеко за пределы Амазонии, где она уже давно стала священным достоянием, а в нескольких южноамериканских странах — даже официально. Вне исторической родины это растение особо почитаемо в различных синкретических религиях. Например, в Баркинье и Санто-Дайме.

Сами же кечуа относятся к этой популярности скептически. Они уверены, что церемонии с использованием любого растения-учителя имеют смысл лишь там, где ему было предназначено расти высшими силами. Только там, где активен дух «маэстро», можно проникнуться мудростью Матери-Земли. А все попытки вывозить чакруну на другие континенты — прямое оскорбление растения-учителя.

О возможностях чакруны можно говорить бесконечно. Но лучше всего это делает она сама. Этот «маэстро» вообще потрясающий рассказчик. Познакомьтесь с ним — и убедитесь сами.