БЛОГ ПАВЛА ДМИТРИЕВА

Психоделический бог: псилоцибин и мистические переживания

Что будет, если «накачать» верующих на литургии в Страстную пятницу мощным галлюциногеном? Сегодня никто не решится такое провернуть. А вот в 1962-м аспирант Гарвардской школы богословия Уолтер Панке заручился поддержкой «ЛСД-гуру» Тимоти Лири и превратил эту безумную затею в полноценное научное исследование. Оно вошло в историю под названием «Эксперимент в Страстную пятницу» и до сих пор остается самым экстравагантным доказательством, что псилоцибин вызывает мистические переживания.

Условия и результаты эксперимента

Панке отобрал 20 добровольцев из числа студентов-богословов, а затем случайным образом разделил их на 2 группы. Первая получила псилоцибин, а вторая — никотиновую кислоту (то есть витамин B3) в качестве активного плацебо. Ее дозировка была настолько высокой, что участники из второй группы испытывали парестезию (мурашки), гиперемию (переполнение кровью) кожи лица, сухость слизистых и тошноту. Словом, никто из подопытных не мог заявить, что «ничего не чувствует». Каждый был до последнего уверен, что находится под действием псилоцибина.

После литургии все участники заполнили подробные опросники. Через полгода они сделали это еще раз — чтобы ученые поняли, как со временем изменились впечатления, описанные по горячим следам. Оказалось, что не изменились: все, кто принимал псилоцибин, не сомневались, что испытали глубокий мистический опыт. Многие называли его «вершиной всей духовной жизни». Хьюстон Смит, который участвовал в эксперименте, а впоследствии стал одной из влиятельнейших фигур в мировом религиоведении, так описывал свои переживания: «Самое мощное космическое пришествие, которое мне когда-нибудь доводилось испытывать».

Среди тех, кому попалось плацебо, нечто подобное ощутил только 1 из 10 участников. При этом интенсивность мистических переживаний оказалась намного ниже, чем в основной группе.

24 года спустя…

«Эксперимент в Страстную пятницу» уникален еще и потому, что в 1986-м исследователь Рик Доблин дал ему вторую жизнь. Он отыскал всех участников псилоцибиновой литургии и расспросил их, что они думают о мистическом опыте 24-летней давности. Даже спустя четверть века 9 из 10 тех, кому тогда достался псилоцибин, назвали полученный опыт одним из самых главных событий в жизни. Все они считали его «подлинно мистическим» и не сомневались в том, что взаимодействовали с богом. Многие из них впоследствии стали священнослужителями.

Доблин возродил интерес к «Эксперименту в Страстную пятницу», но вместе с тем и разоблачил Панке. Тот не совсем правильно использовал метод двойного слепого тестирования и не включил в отчет, что одного из подопытных пришлось успокаивать хлорпромазином (мощным нейролептиком). Буйный студент-богослов пытался покинуть часовню, чтобы возвестить миру о Втором пришествии Иисуса Христа. Недостатки исследования Панке только подогрели научный интерес к псилоцибину.

Исследование Роланда Гриффитса

Это имя уже знакомо моим читателям. Роланд Гриффитс из Университета Джона Хопкинса — тот, кто научно доказал, что психоделики превращают убежденных атеистов в верующих. В 2008 году в издании Journal of Psychopharmacology опубликованы результаты его другого исследования, в котором приняли участие 36 человек. Гриффитс изучал мистические переживания, вызываемые псилоцибином в дозировке 30 мг на 70 кг веса. В отличие от опытов Панке, его рандомизированный плацебо-контролируемый эксперимент был безупречным с точки зрения научной методологии. Участники с 2-месячным интервалом прошли 2–3 психоделические сессии длительностью 8 часов каждая.Через 2 и 14 месяцев после последнего приема препарата они заполнили подробные опросники.

По прошествии 14 месяцев 67 % участников, принимавших псилоцибин, включили эксперимент в пятерку наиболее важных событий своей духовной жизни. А 64 % отметили, что психоделические сессии значительно повысили их удовлетворенность жизнью. Гриффитс не ограничился голыми цифрами — он записал впечатления участников. Я отобрал самые любопытные:
  • «Это дало понимание, что все люди… все одинаково важны и одинаково любимы Богом. Я испытывал и другие трансцендентные переживания, но этот опыт был особенно важен, потому что он утешил меня. И напомнил, что Бог, вне всяких сомнений, существует и безоговорочно любит нас».
  • «Я ощутил свободу от всего мыслимого, включая пространство, время, отношения, эго…»
  • «Просветление была настолько мощным… и при этом настолько личным! Я ощутил Его любовь и влюбился в ответ!»
  • «Я превратился в точку осознанности, способную проникать в меня самого, в других людей и за пределы известного нам мира. Безотносительно пространства и времени. Парадоксально, но мне было радостно и грустно одновременно...»
  • «Ощущение, что границ больше нет. Я не понимал, где заканчивается мое существо и начинается окружающий мир. Я осознал, что такое настоящее единение».
  • «Я ощущал, как тонны информации о том, что есть сущее, быстро загружались в мое сознание».
  • «Дуновение ветра, мое дыхание и дыхание Бога — все это одно и то же. Я наслаждался глубоким пониманием истины и смеялся над ней вместе с Богом».
  • «Этот опыт навсегда расширил мое сознание. Он научил мне быстрее избавляться от негативных идей. Теперь я намного легче принимаю сущее».
  • «Я почувствовал, что умер, и сначала это было неприятно. Но потом настало умиротворение и ощущение присутствия Бога. Быть рядом с Богом было настолько замечательно, что это невозможно описать словами».
  • «Полная и абсолютная потеря себя… Потрясающее чувство единения. Теперь я действительно верю в Бога как в высшую реальность».

Вместо заключения

Уникальная особенность псилоцибина и других психоделиков — в том, что достаточно всего одной сессии, чтобы изменить к лучшему всю последующую жизнь. И первые небезупречные исследования, и последующие, уже отвечающие каждому из научных критериев, доказывают: психоделики могут организовать встречу с богом и это гарантированно пойдет вам на пользу. Так стоит ли пренебрегать такой возможностью?