БЛОГ ПАВЛА ДМИТРИЕВА

Легкий способ бросить атеизм: как растения-учителя знакомят с высшими силами

Верующие не устают повторять: в окопах под огнем не бывает атеистов. Как будто это заслуга религий, что перед лицом смерти человек готов поверить во что угодно и принять любую помощь. Тем не менее даже в таких условиях многие остаются верны атеистическим убеждениям. Например, ветеранов Второй мировой так разгневала фраза об окопах, что в 2015 году в Мадисоне, штат Висконсин, появился 4-тонный гранитный монумент с надписью: «InMemoryofAtheistsinFoxholes» («В память об атеистах в окопах»). И все же место, где отрицающие бога все-таки к нему приходят, существует. И нет, речь не о храме или падающем самолете, а о вегеталистской церемонии. Теперь это доказано научно.

Сенсационное исследование религиозного опыта

В 2019 году в научном журнале PLOSOneопубликованы результаты масштабного исследования мистических переживаний, вызванных аяваской, медикаментозным ДМТ, псилоцибиновыми грибами, ЛСД и случившихся без влияния психоделических веществ. На основании подробного опроса 4 285 участников, переживших такой опыт, группа ученых под руководством Роланда Гриффитса и Этана Гурвица сделала множество сенсационных выводов. Например, что больше двух третей атеистов, столкнувшись с тем, что они назвали «богом, посланником бога, высшей силой или абсолютом», отказались от своих убеждений. В группе, принимавшей психоделики, число атеистов сократилось с 21 до 8 %, а среди тех, кто пережил мистический опыт без посторонней помощи, — с 3 до 1 %.

Участники могли описать свое отношении к религии одним из трех вариантов: «Атеизм», «Монотеизм» или «Другое». Любопытно, что мусульман, иудеев и христиан (в современном мире именно эти религии олицетворяют монотеизм) знакомство с высшей силой тоже не укрепило в собственной вере. В группе, принимавшей психоделики, число монотеистов снизилось с 12 до 7 %, а среди остальных — с 47 до 41 %. Устойчивый рост показал только вариант «Другое» — с 67 до 85 % и с 50 до 59 % соответственно. При этом большинство (3 476 участников) испытали мистический опыт после психоделических церемоний. Группа тех, с кем это случилось без видимой причины, насчитывала только 809 человек.

Роланд Гриффитс и Этан Гурвиц развенчали миф, что попытка найти ответы на ключевые вопросы мироздания с помощью психоделических средств — удел необразованных маргиналов, не сумевших найти свое место в обществе. В группе употреблявших аяваску, ДМТ, псилоцибиновые грибы или ЛСД только 3 % участников не имели среднего образования. Целых 42 % окончили колледж, 25 % получили степень бакалавра, 12 % — магистра, а 5 % — доктора философии (PhD). При этом только 36 % участников зарабатывали меньше 25 000 $ в год. О заработке в пределах 25 000–50 000 $ сообщили 27 % респондентов, о 50 000–75 000 $ — 13 %, а свыше этой суммы — 24 %. Почти половина (46 %) участников состоят или хотя бы раз состояли в браке.

Главный опыт всей жизни

Более 74 % подопытных из обеих групп указали, что предмет исследования однозначно входит в пятерку самых важных событий в их жизни, а 42 % «психоделических» и 34 % «немедикаментозных» респондентов считают его самым важным. При этом встреча с высшей силой сопровождалась четким ощущением ее присутствия органами чувств и на экстрасенсорном уровне. Последнее наблюдалось чаще всего: об экстрасенсорном опыте (то есть за пределами обычного восприятия) сообщили от 64 до 89 % участников в зависимости от группы и психоделического вещества. О визуальных галлюцинациях — от 48 до 83 %. Об аудиальных — от 36 до 58 %. О прикосновениях — от 43 до 48 %.

Большинство респондентов (от 63 до 80 %) не просто наблюдали высшую силу, а взаимодействовали с ней. Так, от 22 до 28 % сообщили о полноценном двунаправленном общении. От 23 до 38 % — о том, что божественное существо передавало им информацию, но не интересовалось их ответами. При этом от 73 до 78 % в результате получили задания и ценные озарения. Интенсивность тех или иных впечатлений различалась в зависимости от группы и препарата, но большой объем статистических данных помог ученым выделить единую тенденцию. А затем и сделать вывод, что мистический опыт, полученный без и при помощи психоделических веществ, существенно не различается. А значит, аяваска, медикаментозный ДМТ, псилоцибиновые грибы и ЛСД не являются источником мистических переживаний, а лишь помогают человеку установить контакт с силами, которые мы привыкли называть высшими.

Еще один разрушенный стереотип — одинаковость аяваски и синтезированного ДМТ. Ученые выяснили, что респонденты, употреблявшие отвар из «лианы духов», гораздо чаще сообщали о долговременных положительных эффектах общения с богом.

Вместо заключения

Исследование Роланда Гриффитса, Этана Гурвица и их коллег поистине сенсационно не только своими результатами. Сам факт его появления в «ученом мейнстриме» — уже событие. Впервые на страницах авторитетного журнала без скепсиса заговорили о познании бога и той роли, которая отведена в этом процессе психоделикам. Возможно, именно они помогут человеку выйти на новый этап эволюции. И стать не просто человеком разумным, а осознанным и понимающим бога и мироздание.