БЛОГ ПАВЛА ДМИТРИЕВА

Просветление по дешевке: 5 причин не ехать на церемонию аяваски «дикарем»

Отвар из «лианы духов» не пьют на последние деньги. Для жителя СНГ одни только авиабилеты в Эквадор и обратно потянут на несколько тысяч долларов. А общая стоимость ретрита сравнима с ценой не самого ужасного подержанного авто. За новую жизнь — сущие копейки, не так ли? И тем не менее никто не прочь сэкономить. Когда люди узнают, что многие местные пьют аяваску от нечего делать и платят за церемонию 10–20 $, у них возникает вопрос: почему бы не поехать в Южную Америку «дикарем», в обход ретрит-центров, и не платить «хитрым дельцам», зарабатывающим на аяваска-туристах? Объясняю, почему это плохая идея.

Причина № 1. Кто позаботится о вашей безопасности на церемонии?

На протяжении 4–6 часов после приема отвара из «лианы духов» вы крайне уязвимы и ментально, и физически. Не хочу тиражировать страшилки из СМИ о том, как туристам режут глотки из-за сотни-другой долларов или пускают их на органы. Но не забывайте: даже в относительно спокойном по меркам Латинской Америки Эквадоре годовой показатель умышленных убийств составляет 15,2 на 100 000 населения. Да, это в 2 раза ниже, чем в Колумбии, но в 1,6 раза выше, чем в России, в 3,6 раза — чем в США и в 12,7 раза — чем в Великобритании. Мелкие преступления вроде гоп-стопа процветают еще сильнее. Я бы не советовал употреблять психоделические вещества в компании незнакомцев. Точно не здесь.

Причина № 2. Вы не местный

В Южной Америке не любят чужаков. Даже если вы бегло разговариваете на испанском или португальском, будьте готовы к тому, что взрослые будут смотреть на вас исподлобья, дети — тыкать пальцем и воинственно орать «Гриииииинго!», а каждый, у кого вы решите что-то купить, попытается обжулить. Богатых это тоже касается, но в меньшей степени. А если у вас в кармане только обратный билет и сотня долларов, даже не надейтесь подружиться с местными и пойти с ними на дешевую церемонию, «для своих». С вас сдерут три шкуры, унизят и в итоге отведут к сумасшедшему, который вместо аяваски напоит вас какой-нибудь дрянью. И, кстати, не забывайте о языковом барьере. Большинство местных не знают английского. Хотите втереться к ним в доверие на языке жестов?

Причина № 3. Где вы возьмете настоящего шамана?

Он не просто часть местного колорита. Да, я тоже когда-то думал, что аяваска — всего лишь экзотический способ попробовать «молекулу духа» диметилтриптамин (ДМТ). Но взаимодействие с растением-учителем — это совсем не сказки. И именно курандеро налаживает и направляет это взаимодействие благодаря икаро, окуриванию мапачо да и самой аяваске. Напомню, что у каждого шамана свой рецепт этого напитка. «Лиана духов» и чакруна присутствуют в любом из них, а вот число вспомогательных компонентов может запросто перевалить за десяток. Я потратил уйму времени и денег, прежде чем нашел настоящих курандеро из племени кечуа, и уверен: сделать то же за пару дней и в условиях ограниченного бюджета попросту невозможно.

Причина № 4. Думаете, одной церемонии достаточно?

Иногда — да. Например, в 1920-х темнокожему бразильцу, который впоследствии назвал себя Мастером Иринеу, хватило всего одного ритуала, чтобы понять свое призвание и основать вполне успешную религию. Но для большинства участников первая в жизни церемония аяваски носит скорее ознакомительный характер. Поэтому в программе нашего ретрита целых 4 вегеталистских ритуала: 3 аяваски и 1 уачума (Сан Педро). Судя по моему опыту, такое число церемоний дает оптимальное число инсайтов. Не слишком много, чтобы не запутаться, и не слишком мало, чтобы хватило на радикальное преображение жизни. Такой плотный график требует тщательного планирования. Естественно, тем, кто просветляется «дикарем», оно недоступно.

Причина № 5. Вам точно не нужен специалист по интеграции?

Самая важная часть церемонии происходит за пределами малоки и часто даже не в Южной Америке. Аяваска дарует человеку череду озарений, но как их интерпретировать? И как внедрить полученный опыт в собственную жизнь? Ответы на эти вопросы как раз и помогают найти специалисты по интеграции. На церемонии за 20 $, которую проводит мексиканец, выдающий себя за курандеро из племени шипибо-конибо, таких специалистов нет. Если пренебрегать интеграцией, то употребление аяваски превратится в просмотр психоделических мультфильмов. А если довериться ложным интерпретациям, можно запросто пустить всю свою жизнь под откос. Например, сбрить волосы, потому что в них «содержится нечисть» (нет, это не выдумка, а реальная история Татьяны Плаксиной, дочери певицы Любови Успенской).

Вместо заключения

Говорят, скупой платит дважды. Когда речь об аяваске эконом-класса, он еще и подвергает себя смертельной опасности, а заодно рискует не получить от ритуала ничего, кроме скверных воспоминаний. На мой взгляд, путешествие, которое точно разделит вашу жизнь на «до» и «после», — точно не из тех вещей, на которых стоит экономить. А если полноценный ретрит вам пока не по карману, просто исправьте это. Зарабатывать 10 000 $ в месяц вполне возможно и без вегеталистских церемоний. Сотни моих учеников гарантируют это.