БЛОГ ПАВЛА ДМИТРИЕВА

Словарь просветления: 15 главных терминов амазонского шаманизма

Тем, кто читает меня регулярно (а новые статьи появляются здесь почти каждый день), не нужно объяснять, что такое мапачо и чем курандеро отличается от брухо. Но многие из вас лишь краем уха слышали об амазонском шаманизме, попали ко мне в блог из поиска и сразу же увидели десятки незнакомых слов. Раньше я объяснял их значение в каждой статье. Когда сделаешь десяток раз, обретаешь уверенность, что больше не надо. Но, судя по вашим вопросам в соцсетях, надо. Поэтому я решил составить краткий словарь терминов, которые нужно знать, чтобы лучше понимать происходящее.

Аяваска — галлюциногенный отвар из «лианы духов» (Banisteriopsis caapi) и чакруны (Psychotria viridis или Diplopterys cabrerana). Первая содержит гармин и гармалин (ингибиторы моноаминоксидазы), а вторая — диметилтриптамин (ДМТ). Взаимодействуя, эти соединения погружают человека в психоделический трип длительностью 4–6 часов. Курандеро убеждены, что вегеталистская церемония, на которой участники пьют аяваску под звуки икаро в дыму мапачо, позволяет взаимодействовать с духом растения-учителя Banisteriopsis caapi. Ключевых компонентов аяваски только 2, но курандеро могут добавлять в отвар и другие растения. Они держат в секрете собственные рецепты напитка и передают их только ученикам. Аяваска — важная составляющая вегетализма и индейского шаманизма, а также духовной жизни коренных народов Амазонии.

Брухо — злой шаман у коренных народов Амазонии, практикующий темную магию и прислуживающий богу смерти Супаю, чтобы манипулировать, укреплять свою власть и наносить вред окружающим. Чаще всего брухо — тот, кто не сумел стать курандеро из-за злых намерений, тщеславия и корыстолюбия. Индейцы верят, что растения-учителя передают мудрость Матери-Земли только искренне несущим добро. Злым шаманам они, например, не открывают икаро, из-за чего те пытаются украсть ритуальные песнопения, пробираясь на вегеталистские церемонии под прикрытием. Между курандеро и брухо может развернуться жестокая энергетическая битва.

Вегетализм — массив верований и ритуалов индейцев Южной Америки, предполагающий взаимодействие с духами растений-учителей. Церемония аяваски — главный и, пожалуй, самый известный за пределами Амазонии вегеталистский ритуал, участники которого устанавливают контакт с духом лианы Banisteriopsis caapi. Это не религия: индейцы не поклоняются «маэстро» (так называют растения-учителя), а обращаются к ним за помощью и советом. Вегетализм — неотъемлемая часть амазонского культа Пачамамы (Матери-Земли).

Икаро — ритуальные песнопения, которые курандеро исполняют на вегеталистских ритуалах (прежде всего на церемонии аяваски). Шаманы не сочиняют их — песни открываются им в результате долгого взаимодействия с растениями-учителями или возникают в сознании спонтанно, прямо на церемонии. Но существуют и устоявшиеся икаро, которые курандеро выучивает в процессе подготовки. Эти песнопения используют для ментального очищения, исцеления от болезней, астральных путешествий, защиты от злых духов, управления психоделическими видениями, противодействия брухо и даже для манипуляции сознанием. Каждый курандеро знает наизусть более 100 икаро.

Кануду (кашпу) — толстая прямая трубка для церемониального употребления рапэ. Ее изготавливают из бамбука, кости или древесины. Шаман засыпает порошок в кануду, вставляет ее одним концом в нос участнику, а другим — себе в рот, после чего резким выдохом вдувает рапэ. Этот тип трубки используется только на церемониях, названных в честь попугая ара. Туда допускают лишь тех, кто достиг совершенной моральной и физической твердости, а потому готов взаимодействовать с духом Думе Пай напрямую. Индейцы верят, что такое употребление рапэ открывает доступ к астральным путешествиям.

Курандеро — целитель у коренных народов Амазонии. Так называют только тех шаманов, которые практикуют вегеталистские ритуалы (аяваска, Сан Педро, рапэ, диетирование с другими растениями-учителями). Обучение обычно начинается в детстве, в 10–13 лет, и длится порядка 20 лет. Стать курандеро может не только мужчина, но и женщина. Тогда ее называют курандера. А вот быть сыном или дочерью шамана, чтобы начать обучение, необязательно, хотя династии курандеро встречаются довольно часто.

Курипэ — традиционная V-образная трубка из бамбука, кости или древесины (а точнее, 2 трубки, соединенные «переходником» из глины, камня или лесного каштана) для самостоятельного употребления рапэ. Необходимо засыпать порошок внутрь и вставить курипэ длинным концом в нос, а коротким — в рот. Затем резко выдохнуть и таким образом вдуть рапэ в носоглотку. Индейцы верят, что курипэ, сделанная из кости животного, придает владельцу его силу и черты характера.

Малока — традиционная хижина коренных народов Амазонии. Конструкция малоки и материалы, из которых ее возводят, в разных индейских племенах могут существенно различаться. Слово «малока» произошло от «malocan», что в переводе с языка мапуче означает «враждовать». В период колонизации малокой называли и неожиданные вылазки индейцев, и военные экспедиции конкистадоров. Впоследствии у малоки остались только мирные значения: жилье индейцев, хижина, где собирается община, и священное пространство для вегеталистских ритуалов.

Мапачо — «табак ацтеков», индейское название растения Nicotiana rustica, известного нам как махорка. Курандеро окуривают сигарами из мапачо малоку и участников вегеталистских церемоний для избавления от злых духов и тяжелой энергетики. Иногда его добавляют в аяваску или заваривают отдельно, чтобы затем выпить и очиститься на ментальном и физическом уровнях (отвар вызывает рвоту). Некоторые курандеро (их называют табаскеро) считают мапачо главным растением-учителем. Они убеждены, что дух «табака ацтеков» дарует мудрость природы через осознанные сновидения.

Пачамама (Мать-Земля) — богиня земли и плодородия у индейцев кечуа, считающих ее прародительницей человечества. Все вегеталистские ритуалы так или иначе обращены к Матери-Земле, а курандеро считают ее своей покровительницей. Поклонение Пачамаме — распространенный среди метисов и коренных народов Амазонии религиозный культ. В некоторых южноамериканских странах (например, в Боливии) он поддерживается на государственном уровне. Мать-Землю иногда изображают как христианскую Богородицу. Подобные синкретические явления возникли в период колонизации и поддерживаются современной Римско-католической церковью.

Рапэ — смесь мелко перемолотого мапачо, а также золы пальм Arikury (Syagrus schizophyllum) и Buriti (Mauritia flexuosa), которую индейцы вдувают через специальные трубки (тэпи, курипэ и кануду) в носоглотку для физической и ментальной детоксикации, а в особых случаях — для взаимодействия с духом Думе Пай и астральных путешествий. Рапэ употребляют как на церемониях (тогда порошок участнику вдувает шаман), так и повседневно в качестве снаффа (нюхательного табака). Рапэ предотвращает болезни дыхательной и сердечно-сосудистой систем, стимулирует мозговую активность, снижает утомляемость и способствует гармонизации отношений с окружающими.

Сан Педро (уачума) — кактус Echinopsis pachanoi, традиционный индейский галлюциногенный напиток на его основе и одноименная вегеталистская церемония. Сан Педро содержит мескалин — психоделическое вещество, вызывающее мистические переживания, расширение сознания, повышение мозговой активности и видения. Последние случаются на церемонии довольно редко, поскольку порция священного напитка содержит довольно мало мескалина. Курандеро убеждены, что его употребление позволяет установить контакт с духом кактуса Сан Педро. Индейцы называют его «дедушкой», поскольку, в отличие от аяваски, он действует очень мягко и ненавязчиво.

Тэпи — традиционная V-образная трубка для церемониального употребления рапэ. Ее делают из бамбука, кости или древесины, а 2 трубки соединяют «переходником» из глины, камня или лесного каштана и всячески украшают. Шаман засыпает рапэ в тэпи, вставляет ее коротким концом в нос участнику церемонии, а длинным — себе в рот. Затем он вдувает порошок отрывистым «дыханием оленя» или мощным и протяжным «дыханием жибойя» (бразильского древесного удава). Тэпи отличается от курипэ размером длинной трубки: ее невозможно использовать самостоятельно. Индейцы верят, что в обоих случаях трубка, изготовленная из кости, придает участнику силу и черты характера соответствующего животного.

Фармауаска — медикаментозный аналог аяваски. Одна доза препарата обычно содержит 50 мг диметилтриптамина (ДМТ) и 100 мг гармалина или другого ингибитора моноаминоксидазы (ИМАО). Несмотря на схожесть химического состава, психоделические эффекты аяваски и фармауаски зачастую различаются. Физиологические — тоже: медикаментозная форма реже вызывает тошноту и рвоту. Курандеро убеждены, что взаимодействие с духом растения-учителя Banisteriopsis caapi возможно только на церемонии аяваски, сопровождаемой пением икаро и окуриванием мапачо.

Чакапа — веерообразная связка сухих листьев растения семейства Pariana, которую курандеро используют во время исполнения икаро для ловли злых духов, очищения участника церемонии от негативной энергии и как вспомогательный инструмент для исцеления. При встряхивании чакапа издает умиротворяющий треск. Заключив в нее злых духов, курандеро выдувает их в джунгли. Во время психоделического трипа многие участники церемонии аяваски наблюдают цветные световые следы, формирующиеся вокруг чакапы.