БЛОГ ПАВЛА ДМИТРИЕВА

Toe (Brugmansia suaveolens): от опасности до просветления — один шаг

У бругмансии множество имен. Большинством из них она обязана жителям Амазонии, испокон веков использовавшим ее в повседневной жизни и мистических ритуалах. Toe, Canachiari, Frolipondio — лишь самые известные из них. А еще это растение удостоилось 2 кардинально противоположных названий: «ангельские трубы» и «дерево дьявола». Что примечательно, оба вполне оправданы.

Ботанические характеристики

Вы наверняка слышали о близком родственнике бругмансии — дурмане. Когда-то ее саму ученые тоже называли дурманом, но затем разобрались и отнесли это растение к собственной ветви семейства пасленовых.

Frolipondio представляет собой полудревесное растение с многоразветвленным стволом. Высота достигает 3, а порой даже 5 метров. Длина овальных листьев может составлять 25 см, а ширина — 15. Трубчатые цветы еще крупнее — до 32 см в длину. Они, как правило, белые, но встречаются также розовые и желтые. А благодаря нежному запаху растение и получило характеристику suaveolens, что означает «душистая».

Изначально бругмансия активно произрастала на юго-востоке Бразилии вдоль речных берегов и влажных лесных опушек. Но сегодня ее можно встретить почти в любой части Южной Америки. А еще в Северной Америке и даже в некоторых странах Европы. На одной лишь территории амазонской сельвы растет 7 видов бругмансии, каждому из которых курандеро нашли применение в своих ритуалах:
·        душистая (suaveolens), чаще всего встречающаяся в бразильских лесах;
·        разноцветная (versicolor) родом из Эквадора;
·        кровавая, или алая (sanguinea), обитающая в перуанской сельве;
·        заметная (insignis), обосновавшаяся в предгорьях на территории Перу и Эквадора;
·        золотистая (aurea), произрастающая в низинах Колумбии;
·        вулканическая (vulcanicola), покорившая высокогорья Колумбии;
·        древесная (arborea), распространившаяся почти по всему южноамериканскому континенту.

Лекарство и яд

Не то чтобы бругмансия была лекарством на все случаи жизни, но способов применения у нее действительно много. Отвары, настойки, мази и припарки на ее основе используют для борьбы с болью, спазмами, воспалениями, ожогами, артритом, ревматизмом, дерматитом, кашлем и астмой.

Однако Canachiari — еще и пример лекарства, которое при небрежном подходе превращается в яд. Именно поэтому я категорически не советую взаимодействовать с этим растением наедине — только под контролем опытного курандеро. Ведь передозировка зачастую оборачивается тяжелыми последствиями, вплоть до летального исхода.

Превысившим дозу лишь слегка тоже приходится несладко. Их бругмансия наказывает за беспечность сухостью во рту, тахикардией, спутанностью сознания, невозможностью фокусировать взгляд и мышечным параличом. Поэтому далеко не каждый шаман готов взаимодействовать с этим «маэстро». К его помощи прибегают, когда иные средства бессильны перед тяжелой болезнью.

Ритуальное использование

Сами шаманы порой вынуждены взаимодействовать с этим растением. Несмотря на опасность, оно причислено к пятерке «маэстро», используемых для перехода курандеро на следующий уровень своего профессионального развития. Кроме того, сок бругмансии позволяет им совершать путешествия в так называемый нижний мир Уку Пача, где, согласно индейским верованиям, обитают демоны.

Также бругмансию используют для общения с духами предков, обретения сакральных знаний, предсказания будущего, погружения вглубь себя, а также осознания и решения проблем. Изредка шаманы добавляют ее в аяваску, но чаще употребляют в сочетании с мапачо, чтобы добиться ярких и отчетливых сновидений. Индейцы убеждены, что для слабых духом очень полезно общение с таким сильным растением.

Народы Амазонии ассоциируют дух Toe с представителями животного мира. Где-то он является шаманам в виде орла, где-то — в виде анаконды, а где-то — в виде ягуара. Все животные весьма опасные — под стать самому растению. Индейцы уверены, что те передают свои знания и силу участникам церемоний. Но лишь самым достойным.

Употребление бругмансии требует тщательной подготовки, в частности соблюдения строгой диеты. Как правило, к знакомству с ней допускают тех, кто уже имеет опыт взаимодействия с растениями-учителями. Ведь участник такой церемонии уходит в неизведанный мир, а возвращается из своего путешествия уже другим человеком.

Главная задача шамана в таком ритуале — использовать свою духовную силу, чтобы направить видение в правильное русло, минимизировав негативные моменты и усилив позитивные. Под действием Canachiari человек может испытывать страх, и курандеро помогает его обуздать. Наряду со сложными приемами есть и довольно простые. Например, употребившему не дают смотреть на свое тело, потому что вместо него он может увидеть скелет и расценить это как предзнаменование смерти.

На пике действия бругмансии человек зачастую наблюдает духов рек и джунглей. Хотя нет, не наблюдает — он оказывается в эпицентре событий. И видения эти настолько реалистичны, что даже фантасмагоричные явления не удивляют участников церемонии, а кажутся вполне логичной частью нового удивительного мира.

Есть еще один способ «употребления» Brugmansia suaveolens, который предполагает довольно легкий контакт с растением. Учитывая опасность бругмансии, многие оценят этот метод. Перед сном индейцы кечуа кладут несколько свежесорванных листьев под голову. Это позволяет не просто видеть красочные сновидения, но и управлять ими.

Есть еще одно индейское поверье. Некоторые курандеро считают, что нельзя однажды выпить сок Toe, а затем навсегда порвать с этим «маэстро». За такую дерзость его может «забрать дьявол». Поэтому рекомендуется периодически повторять этот опыт. Но не слишком часто — раз в 2–3 месяца. Впрочем, этой версии придерживается лишь небольшой процент курандеро.

В заключение

Будем честны: вероятность вашего знакомства с Toe невелика. Среди «маэстро» хватает и менее суровых, а главное, более безопасных наставников. Но если вы все же решитесь пройти обучение именно у этого растения, то у вас появится еще один веский повод уважать себя. И все же будьте осторожны!