БЛОГ ПАВЛА ДМИТРИЕВА

Аяваска vs фармауаска: без шамана ощущения не те?

Если аяваска — это коктейль из диметилтриптамина (ДМТ) и ингибиторов моноаминоксидазы (ИМАО), то возникает закономерный вопрос: почему бы не приготовить его в лабораторных условиях из очищенных препаратов? А что, удобно! Проглотил пару таблеток — и получил тот же эффект, что и на церемонии. Да еще и точно знаешь, что никакой шаман в смешном костюме не добавил в отвар ничего лишнего. Действительно ли все настолько просто? И если вы не брезгуете витаминами из аптеки, то значит ли это, что стоит попробовать и аяваску в таблетках — фармауаску?

Мнение шаманов

Для многих из тех, кто еще не прошел ни одной церемонии, аяваска — всего лишь мистическое развлечение, эдакий психоделический аттракцион. Такие люди приезжают в Южную Америку с тем же настроем, что и в амстердамский кофешоп. Когда-то я и сам относился к отвару из «лианы духов» и чакруны не слишком серьезно. Помню, уговаривал шамана не осторожничать с дозой, а налить мне полный стакан своего варева: я же вырос в Бруклине, у здешних детей героин вместо соски! Аяваска, конечно, поставила меня на место.

Но даже сейчас я отношусь к этому ритуалу не с таким всепоглощающим благоговением, как местные. Для индейцев аяваска — это и религия, и духовная практика, и способ общаться с духами, и даже неотъемлемый атрибут взросления. Они ничего не знают о биохимии, но убеждены, что дух лианы-учителя Banisteriopsis caapi может оскорбиться, если пренебрегать устоявшимся церемониалом, а исполнение икаро (ритуальных песнопений) столь же важно, как и употребление напитка.

Сама мысль, что церемонию аяваски могут заменить 2 капсулы — 50 мг ДМТ и 100 мг гармалина — кажется шаманам кощунственной. Наверное, настолько же кощунственной, как если бы предложить христианину искупать ребенка в луже вместо полноценного обряда крещения. Мол, «действующее вещество» в обоих случаях одинаковое — вода.

Мнение экспертов по психоделикам

Слышали о Тимоти Лири? Это великий ученый, чье имя должно стоять рядом с именами Карла Роджерса, Фрица Перлза и Абрахама Маслоу, а еще это икона движения хиппи по прозвищу ЛСД-гуру, которому TheBeatlesпосвятили свою знаменитую песню «Come Together». Всю сознательную жизнь Лири изучал психоделические препараты и состояния расширенного сознания, а также разработал модель воздействия психоделиков на человека. Он утверждал, что насыщенность и качество такого опыта зависят от 3 факторов:
  • сет (mindset) — умственный, психологический и эмоциональный настрой, а также ожидания от трипа;
  • сеттинг (setting) — физическое и, что не менее важно, социальное окружение;
  • препарат (drug) —действующее вещество.

Еще в 1969 году в книге «ThePsychedelicExperience: AManualBasedontheTibetanBookoftheDead» Лири прямо указывал: «Доза вещества не определяет напрямую трансцендентальный опыт. Вещество служит лишь химическим ключом, который открывает ум и освобождает нервную систему от обычных структур и шаблонов. Природа переживаний практически полностью зависит от сета и сеттинга».

Шаманы кечуа едва ли читали работы Тимоти Лири, но издревле уделяют огромное внимание формированию соответствующих сета и сеттинга. Церемония проходит в уединенном месте посреди джунглей, в окружении единомышленников, а также в атмосфере полного доверия и расслабления (которое достигается в том числе ритуалами с мапачо и исполнением икаро).

Возможно, если заменить отвар из «лианы духов» и чакруны капсулами ДМТ и гармалина, но сохранить остальные атрибуты церемонии, определяющие сет и сеттинг, то вы получите близкий или даже идентичный мистический опыт. Но это фантастический сценарий. Шаманы ни за что не откажутся от своих традиций, а фармауаску изобрели именно для того, чтобы не летать на шаманские церемонии на другой конец света. Но выходит, что такой прагматичный подход дает в лучшем случае 1/3 результата.

Мнение тех, кто пробовал и аяваску, и фармауаску

Я расспросил тех, кому есть с чем сравнивать. Все они отмечали разность трипов после приема таблеток и натурального продукта. Конечно, против биохимии не попрешь: «молекула духа» действует в обоих случаях, но многие отмечают, что видения после приема фармауаски менее ясные и структурированные. Соответственно, тяжелее провести эффективную интеграцию полученного опыта. В то же время тошнота случается гораздо реже, и она не настолько сильная. Вероятно, сказывается химическая чистота препарата.

Но к лучшему ли отсутствие тошноты? Шаманы убеждены, что аяваска очищает на ментальном и физическом уровнях и эти процессы неотделимы один от другого. Я замечал, что чем больше ментальной грязи человек накопил за жизнь, тем сильнее его рвет на церемонии. Я тоже это пережил и не могу назвать тошноту побочным эффектом. Наоборот, ощущаю, что это важная составляющая эффекта аяваски.

Вместо заключения

Про компьютерщиков шутят, что их главный принцип — «Работает? Не трогай!». Возможно, его следует использовать и нам — тем, кто пытается заглянуть в неизведанное. Аяваска работает, и это подтверждают десятки тысяч людей. Но механизм ее воздействия на сознание и подсознание до сих пор полностью не изучен. Так стоит ли в таком случае пытаться ее усовершенствовать? Стоит ли перекраивать то, чего мы даже не можем понять? Думаю, каждый сам для себя ответит на эти вопросы.