БЛОГ ПАВЛА ДМИТРИЕВА

История психоделиков: псилоцибиновая дива Мария Сабина

Она была лично знакома с Бобом Диланом, Джоном Ленноном, Миком Джаггером и Китом Ричардсом, но никогда не покидала родного городка на юге Мексики. Ее боготворили по всему миру, но она умерла в нищете. Именно ее стараниями не канули в Лету целебные ритуалы масатекских индейцев, но те в отместку сожгли ее хижину. Такой была удивительная жизнь Марии Сабины — курандеры, с которой западная цивилизация сыграла злую шутку. Жизнь, доказывающая, что правду о псилоцибиновых грибах не скрыть запретами власть имущих и армейскими блокпостами.

Книга Мудрости

Мы привыкли, что это просто красивые слова. Но Мария Сабина стала величайшим целителем лишь после того, как заглянула в нее — в Книгу Мудрости. Буквально. Ее сестра Мария Анна страдала от спазмов в животе, а местные лекари ничем не могли ей помочь. Тогда Мария Сабина сама провела древнюю грибную церемонию — веладу. Она дала сестре 3 пары псилоцибиновых грибов (месатеки принимают их только парами), а сама съела 30 пар, чтобы обрести великую силу. В психоделическом трипе ей явились неведомые сущности. Они стали вокруг стола, на котором возникла светящаяся книга. Она росла и росла, пока не достигла размеров взрослого человека. Сущности раскрыли ее и обратились к Марии Сабине: «Перед тобой Книга Мудрости. Книга Языка. Все, что в ней, предназначено для тебя. Теперь эта Книга — твоя. Используй ее!»

Мария Сабина прочла слова, составленные из светящихся букв, а затем смогла исцелить сестру. Весть об этом быстро облетела все поселение — и молодая недавно овдовевшая женщина в один миг стала шаманкой. Она не изучала ремесло курандеро 20 лет, как это делают кечуа, — только прочла «Книгу Мудрости», явившуюся в псилоцибиновом трипе. Но это не было случайностью. Марию Сабину давно тянуло к священным грибам. Когда ей было 6 лет, она впервые увидела веладу своими глазами. Ее дядя был болен, и родственники позвали курандеро, чтобы тот исцелил его. Девочка видела, как тот раздал взрослым по нескольку пар псилоцибиновых грибов. Когда они с сестрой нашли похожие неподалеку от дома, не удержались и попробовали. Головокружение сменилось ощущением эйфории. С тех пор дети часто их ели, а родители не решались ругать их за это: масатеки верят, что подобное может оскорбить священные грибы.

Знакомство, изменившее всю жизнь

У Роберта Гордона Уоссона — американского журналиста, банкира и миколога-энтузиаста — была удивительная способность. Он круто менял жизни тех, с кем его сводила судьба. Гастона Гусмана он познакомил с Ричардом Шултсом — и тот поспособствовал, чтобы Фонд Гуггенхейма изменил традициям и впервые профинансировал не арт-проект, а научное исследование псилоцибиновых грибов. Жизнь Марии Сабины после знакомства с Уоссоном тоже изменилась, но впоследствии она раскаялась, что поведала ему о «детях» (так масатеки называют священные грибы).

История умалчивает, что послужило аргументом в переговорах вице-президента JP Morgan и главы поселка Уаутла де Хименес, но в 1955-м последний познакомил Уоссона с Марией Сабиной и надавил на нее: курандера должна была рассказать и показать чужеземцу все, что умела. Уоссон с женой Валентиной участвовали в грибных церемониях, много фотографировали, записывали песнопения курандеры на магнитофон. Спустя почти 2 года, 13 мая 1957-го, журнал Life опубликовал огромную иллюстрированную статью о грибных ритуалах масатеков. До этого западная наука считала, что колонизаторы уничтожили эти традиции. Да и вообще не была уверена, что они действительно существовали.

В статье для Life Уоссон не раскрывал имени и точного местонахождения выдающейся курандеры. Но сделал это во втором томе своей книги «Russia, Mushrooms and History» (1957). Ограниченного тиража, всего 512 экземпляров, оказалось достаточно, чтобы поселок Уатла де Хименес наполнили толпы туристов. Большинство из них искали психоделических приключений. С 60-х к Марии Сабине потянулась вереница хиппи и рок-звезд. Она не считала, что вправе решать, кто достоин грибной мудрости, а кто — нет. Но возмущалась: «До Уоссона никто не вкушал “детей”, просто чтобы отыскать Бога. Ими лечили страждущих!»

Односельчанам все это не понравилось. Они обвиняли Марию Сабину в том, что та продала тайны масатеков чужестранцам. Ее дом сожгли, сына убили, на нее саму тоже покушались (курандера пережила 2 пулевых ранения). Полиция пыталась обвинить ее в распространении наркотиков, арестовывала, но не могла ничего доказать. В 1967-м власти решили вопрос психоделических паломников самым радикальным из возможных способов: армейские подразделения заблокировали все дороги в поселок, а улицы патрулировали федералы. Всех, кто не выглядел как местный житель, немедленно депортировали. Пропускной режим действовал целых 10 лет, до 1977 года.

Священные грибы vs таблетированный псилоцибин

Мария Сабина говорила только на масатекском, не знала электричества и центрального водоснабжения, но отнюдь не была забитой провинциалкой. В отличие от многих шаманов, воспринимающих древние традиции как непоколебимую догму, она не отрицала достижений современной медицины и даже согласилась попробовать психоделики в таблетках. В 1958-м изобретатель ЛСД Альберт Хофман впервые выделил псилоцибин в чистом виде. В тот же год французский миколог Роджер Хейм привез Марии Сабине химически чистый псилоцибин, и она охотно его испробовала. В 1962-м ее навестил сам Хофман в компании Уоссона, и курандера снова провела веладу на таблетках.

Мария Сабина утверждала, что действие грибов и чистого псилоцибина схоже, но все же существенно различается, ведь велада — это прежде всего общение с духами, а не просто воздействие химических веществ. Уоссон же считал, что дело либо в слишком осторожных дозах, на которых настаивал Хофман, либо в скорости попадания в кровь: грибам требовалось для этого гораздо меньше времени.

Вместо заключения

Мария Сабина умерла в 1985 году. Нищая, отвергнутая своим народом, раздраженная из-за нескончаемых репортеров и разочаровавшаяся в западной цивилизации. Эта женщина открыла миру терапевтический потенциал псилоцибина, сохранила угасающие традиции масатеков, исцелила тысячи людей, в том числе смертельно больных, но осталась ни с чем. Печальная история ее жизни учит нас не воспринимать вегеталистские церемонии как мистический аттракцион. Индейские традиции требуют уважительного и даже деликатного отношения. Приезжая на ретрит, помните: пуская чужака в свой мир, коренные американцы оказывают вам большую честь. Не обманите их доверия.