БЛОГ ПАВЛА ДМИТРИЕВА

4 долгие недели: почему аяваска несовместима с сексом

Воздержание — один из самых дискуссионных пунктов в программе подготовки к церемонии. Большинство участников без труда отказываются от соленой, сладкой, пряной, жирной и содержащей тирамин пищи, но 2 недели без секса, мастурбации, порно и даже фантазий на сексуальную тему — совсем другое дело. Тем более что после церемонии необходимо еще 2 недели прожить в том же режиме. Тут-то и возникают мысли, что не все индейские традиции одинаково полезны, а строго научных причин месяц жить как монах, в общем-то, и нет. Так может ли секс помешать просветлению и почему?

Научный подход

Влияние полового акта на глубину психоделических переживаний почти не изучено. Но то, что секс и психоактивные вещества совместимы, — не только научный, но и исторический факт. В 1960-х сексуальную революцию и культ ЛСД провозглашали в США одни и те же люди. Не похоже, что эти явления помешали друг другу. На сегодняшний день нет научных оснований отказываться от секса и мастурбации перед психоделическим трипом и уж тем более после него. Но стоит ли уповать на официальную науку, если вы собрались участвовать в древнем индейском ритуале? У нее, к примеру, до сих пор нет ответа, почему опыт приема аяваски не идентичен опыту приема диметилтриптамина (ДМТ) вперемешку с ингибиторами моноаминоксидазы (ИМАО).

Само же воздержание и его влияние на организм изучено гораздо лучше. Долгое отсутствие секса вызывает застойные явления в органах малого таза и, как следствие, простатит, нарушение менструального цикла, бесплодие, импотенцию и геморрой. Но речь уж точно не о 4 неделях. Такое воздержание абсолютно безопасно. Но необходимо ли? С психологической точки зрения долгий отказ от секса приводит к сублимации — перенаправлению энергии на достижение других целей (чаще всего связанных с творчеством). Задолго до того, как это явление описал Фрейд, воздержание ради продуктивности практиковали Спиноза, Аристотель, Ньютон, Да Винчи и Ницше.

За отказ от секса перед ответственными соревнованиями выступали и такие великие спортсмены, как Мухаммед Али. Многие до сих пор следуют их примеру, хотя наука доказала, что секс не снижает физическую продуктивность, а на психологический настрой влияет либо позитивно (в большинстве случаев), либо никак.

Религиозный взгляд

Амазонский культ Пачамамы (Матери-Земли), частью которого является церемония аяваски, — не институализованная религия, а скорее набор разрозненных верований. Но вполне вероятно, что практика многих религий видеть связь между воздержанием и духовным развитием, поможет понять мотивацию кечуа. Так, в индуизме брахмачарья (отказ от секса) — одно из условий самоосознания, получения трансцендентного знания и способности контролировать желания. В буддизме монахи дают обет безбрачия, а от обычного верующего ограничение сексуальной жизни не требуется, но поощряется, ведь в основе этой религии — полный отказ от желаний как источника страданий.

Христианство толкует воздержание двояко. С одной стороны, в Первом послании к Коринфянам недвусмысленно сказано, что «хорошо человеку не касаться женщины». Но там же апостол Павел рекомендует супругам: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим». В православии священникам разрешено вести половую жизнь, но только с женой, ведь воздержание «может оскорбить Богом установленный, и Им в Его пришествии благословенный брак» (VIВселенский собор). В католичестве же целибат обязателен для духовенства, а его нарушение считается святотатством.

Большинство современных религий порицают секс вне брака, в том числе ислам и иудаизм, которые не устанавливают прямой связи между воздержанием и праведностью. Именно поэтому в исламе нет института монашества, а в иудаизме неженатый мужчина считается неполноценным и поэтому не может занимать многие общественные и религиозные должности, в том числе быть первосвященником (что прямо указано в Книге Левит, 21:13). Тем не менее воздержание во время поста (например, в Йом Кипур и в светлое время месяца Рамадан) обязательно — так верующие демонстрируют свое уважение к богу и готовность идти на самоограничения ради него.

Думаю, требования кечуа отказываться от секса до и после церемонии аяваски отчасти того же свойства. Участник должен продемонстрировать серьезность своих намерений. Если вы не готовы ради исцеления и истинного просветления забыть о половой жизни всего на месяц, то, скорее всего, аяваска пока не для вас. У шаманов есть и другие объяснения, почему сексуальная активность мешает взаимодействию с «лианой духов». Согласно верованиям кечуа, секс истощает запасы жизненной энергии, которая могла бы быть использована духом растения-учителя. К тому же обмен энергиями, который происходит во время полового акта, портит чистоту трипа: к вашим переживаниям подмешиваются переживания партнера.

Есть и более прозаичное объяснение таких требований. Индейцы убеждены, что дух лианы Banisteriopsis caapi чрезвычайно ревнив. И если он учует запах секса во время церемонии, то оскорбится. Тогда инсайты всех участников окажутся не такими конструктивными, как могли бы быть, а самого «нарушителя спокойствия» может ждать наказание в виде бэд-трипа.

Вместо заключения

Как и любая духовная практика, аяваска требует уважения к традициям. Вы либо играете по правилам народа, давшего миру этот поистине магический напиток, либо сидите дома. Если 2 недели целибата до церемонии и еще 2 недели после — это слишком высокая цена за познание тайн мироздания, то стоит задуматься: а точно ли вы готовы к опыту, который дает аяваска? Или просто ищете экзотики?