БЛОГ ПАВЛА ДМИТРИЕВА

Место встречи изменить нельзя: почему церемония аяваски должна проходить в Амазонии

Место встречи изменить нельзя: почему церемония аяваски должна проходить в Амазонии

Если воспринимать аяваску так, как это делают западные журналисты, то и правда глупо лететь на другой конец света, чтобы выпить чашечку «психоделического чая». Современного человека не волнует родина продуктов, которые он потребляет. Мы пьем кофе каждый день, но никогда не были на кофейных плантациях. Так зачем лететь на ретрит в Эквадор, Бразилию, Перу или Коста-Рику? Если дело только в правовом статусе аяваски, то чем плохи Нидерланды и Италия? В этих странах отвар из «лианы духов» тоже легален.

Чтобы понять, почему тысячи людей выбирают ветхую хижину в амазонских джунглях вместо комфортного ретрит-центра в оживленном городе, нужно прежде всего осознать, что такое церемония аяваски. Это не просто употребление отвара, а многовековой ритуал, в котором нет места незначительным деталям. Мастерство и осведомленность шамана, рецепт напитка, место проведения церемонии, соблюдение диеты и интеграция — каждый из этих аспектов критически важен для просветления.

Ученые объясняют воздействие аяваски высоким содержанием диметилтриптамина (DMT) — «молекулы духа», которую эпифиз человека активно вырабатывает лишь перед смертью. Но трип после употребления чистого DMTне идентичен опыту аяваски, и классическая наука не находит этому объяснений. Выпивая отвар из Banisteriopsis caapi, мы имеем дело с неизведанным. Шаманы утверждают, что это дух самого растения помогает человеку заглянуть за грань своего сознания и использовать полученные сведения себе во благо. Но так бывает далеко не всегда.

История Татьяны Плаксиной, дочери Любови Успенской, наделала много шума в СНГ. Пройдя церемонию аяваски у человека, который выдавал себя за шамана и таким образом наживался на «гринго», она сначала сбрила волосы, потому что «в них содержится нечисть и вред», а затем попала в психбольницу. Сама того не осознавая, Татьяна проявила неуважение и к многовековым традициям народа кечуа, и к самому растению-учителю. Оно, надо полагать, в долгу не осталось.

Многие ретрит-центры в Европе утверждают, что у них церемонии проводят «потомственные шаманы из Перу». Звучит убедительно, но опытные (а тем более потомственные) шаманы пользуются в индейских племенах настолько огромным уважением, а их социальный статус настолько высок, что попросту невозможно представить, как шаман бросает все, чтобы стать мальчиком на побегушках у какого-нибудь европейского дельца. Вероятно, это либо курандеро, изгнанные из своего племени, либо проходимцы, лишь внешне напоминающие индейцев. Например, мексиканцы. Проходить церемонию в сопровождении такого проводника — огромный риск.

Когда имеешь дело с неизведанным, лучше перебдеть, чем недобдеть. Для успешной интеграции необходимо до, во время и после ритуала находиться вдали от суеты, вдали от цивилизации. Но так ли важно, чтобы вас окружали именно амазонские джунгли? Может, сгодится обычный лес или загородный коттедж? Точных ответов на эти вопросы нет. Но здравый смысл подсказывает, что с силами, которые мы даже неспособны в полной мере осознать, лучше не торговаться. И уж точно не стоит заставлять их играть по своим правилам.

Что страшнее: десятичасовой перелет и нахождение в стране с высоким уровнем преступности, где недолюбливают белых, или риск вместо просветления получить тяжелое психическое заболевание? Каждый должен сам для себя ответить на этот вопрос.