БЛОГ ПАВЛА ДМИТРИЕВА

Да сколько можно: все, что вы хотели знать о необходимом количестве церемоний

Если аяваска настолько мощная, что 1 ритуал заменяет 10 лет психотерапии, то почему в программе нашего ретрита их целых 3? И если этот отвар не вызывает зависимости, то почему интернет пестрит историями людей, прошедших больше 100, а то и 1 000 церемоний? И почему эти люди не в списке Forbes? Ведь я же не раз утверждал, что аяваска поможет вам заработать 1 000 000 $, не так ли? В общем, пришло время ответить на неудобные вопросы. Вернее, на вопросы, которые кажутся неудобными, если вы далеки от темы.

Это магическое слово — интеграция

Сколько церемоний нужно пройти, чтобы жизнь изменилась? Зависит от того, как тщательно вы готовы выполнять домашнее задание, то есть интерпретировать инсайты и интегрировать полученный опыт. «Лиана духов» иносказательно (а иногда и прямым текстом) указывает путь и дарует особое понимание жизни. Тот, кто воспользуется ее советами, достигнет всего, чего пожелает: душевного спокойствия, умения радоваться миру, гармоничных отношений с родными и близкими, известности, богатства и даже успеха у противоположного пола. Для этого может хватить всего 1 церемонии. Тот же, кто пьет аяваску только ради галлюцинаций и игнорирует инсайты, останется неудачником и после 100.

Так почему же в программе нашего ретрита 3 церемонии? Многие из моих учеников никогда не пробовали «вина мертвых», а первый ритуал часто проходит вполсилы. Шаманы объясняют, что дух растения-учителя присматривается к новичку и решает, готов ли тот к по-настоящему ошеломляющим озарениям. Я бы назвал эту церемонию ознакомительной. Следующие обычно сопровождаются трансцендентными переживаниями совсем иной силы. К 3 церемониям аяваски (а есть и четвертая — Сан Педро) я пришел опытным путем. Они дают ученику оптимальное число инсайтов. Не слишком мало — чтобы заметно изменить жизнь. Но и не слишком много — чтобы не запутаться в них и не провалить интеграцию.

Как не стать аявасочным наркоманом?

Отвар из «лианы духов» не вызывает привыкания и абстинентного синдрома, а сама церемония дарует уникальный и полезный, но далеко не всегда приятный опыт. Поэтому шансов пристраститься к чаю или кофе намного больше, чем к «вину мертвых». И все-таки многие люди участвуют в церемониях на регулярной основе. И речь не только о жителях, скажем, Перу или Эквадора, употребляющих аяваску за неимением других развлечений или просто за компанию. Тысячи людей живут от ретрита до ретрита и считают число пройденных церемоний мерилом просветления. Что с ними не так?

Естественное желание быть лучше других порой приобретает патологические формы — и человек формирует искаженную картину мира с удобными именно ему критериями успеха. Например, книжные черви убеждены, что главное в жизни — одолеть «Улисс» Джойса, а все, кому это неинтересно, — люди второго сорта. Фанаты спортзала делят окружающих на тех, кто «жмет сотку», и ничтожеств. А жертвы индустрии фейкового саморазвития воспринимают аяваску как атрибут просветленности. Не слишком популярный — чтобы сохранять флер элитарности. Не всюду легальный — чтобы казаться опасным себе и окружающим. Наконец, экзотичный — чтобы привлекать внимание «обычных людей».

Степень саморазвития почти невозможно измерить. Вернее, о ней безошибочно говорит сумма на банковском счете. Но те, о ком я рассказываю, этого не понимают. А вот посчитать число церемоний проще простого. У кого их больше, тот самый просветленный в своей тусовке. Разумеется, ни о какой интеграции не может быть и речи: это слишком долго и сложно. Такие люди даже не запоминают детали психоделического трипа — зачем? Их цель — всего лишь нарисовать еще одну звезду на фюзеляже собственного саморазвития, чтобы казаться себе и окружающим эзотерическим асом.

Вы ведь не хотите стать одним из них? Тогда воспринимайте аяваску правильно — как средство, а не цель. Дух растения-учителя действительно раскрывает тайны мироздания и помогает понять, как достичь желаемого. Но даже такие знания бесполезны, если не подкрепить их действиями. Просветление невозможно сварить в чане. Это результат долгой и кропотливой работы над собой.

Вместо заключения

Церемонии аяваски — не тот случай, когда количество обязательно переходит в качество. Новый трип может дать ключ к интерпретации предыдущего и, как следствие, к более эффективной интеграции. Но не стоит искать его только там. Шаманы предостерегают: дух Banisteriopsis caapi не жалует ленивых. Поэтому не рекомендую приступать к следующей церемонии, пока не усвоите уроки предыдущей. Но и не пытайтесь во что бы то ни стало обойтись только одним ритуалом. Прислушивайтесь к своим ощущениям и духу растения-учителя. Они подскажут, когда продолжить или остановиться.