БЛОГ ПАВЛА ДМИТРИЕВА

Что не так с просветлением: деконструирую эффекты аяваски

Недавно на просторах интернета я наткнулся на предупреждение: если организатор ретрита или шаман упоминает слово «просветление», значит, он мошенник. Потому что всякий, кто прошел настоящую церемонию, никогда не станет так отзываться об эффектах аяваски. Просветление — это, дескать, клише из индустрии фейкового саморазвития. Знаете что? Автор прав. Называть 4–6 часов ни с чем не сравнимых мистических переживаний затасканным словом «просветление» действительно никуда не годится. Но он умалчивает, что в нашем языке попросту нет других слов, чтобы точно и исчерпывающе все это описать.

Я попробую их подобрать. Разложу по полочкам свой опыт, рассказы учеников и научный взгляд на состояния расширенного сознания.

Казус трансцендентности

Представьте, что находитесь в полутьме пещеры, а мимо вас проходят какие-то фигуры. Вы не в состоянии их различить: мелькают только силуэты и тени. Вы строите предположения, кто это и что они несут. Некоторые гипотезы находите вполне разумными и даже думаете, что отследили некие закономерности. Но затем загорается свет — и ваша выдуманная картина мира рушится. На самом деле все было совсем не так, как вы предполагали. Аяваска действует схожим образом: она зажигает свет. Просветляет, но не вас, а мир вокруг, позволяя узнать истинную картину мироздания.

Думаете, это я придумал сравнение с пещерой? Нет, Платон. Он утверждал, что наша «объективная реальность» — всего лишь размытые тени на стене пещеры. Мы ощущаем и понимаем мир так, как нам позволяют это делать органы чувств, сознание и подсознание. Каков он на самом деле? Аяваска дает ответ на этот вопрос. Вернее, она помогает самому его найти. Но делиться этим ответом бесполезно. То, что в состоянии расширенного сознания кажется ясным и самоочевидным, для обычного человека не более чем «наркоманский бред». Потому что этот опыт трансцендентный, то есть непознаваемый для ограниченного сознания.

Что происходит, когда аяваска срывает шоры?

У каждого трип проходит по-разному, но некоторые эффекты встречаются гораздо чаще остальных:
  • Синестезия. Человек обретает суперспособность ощущать окружающий мир многоаспектно. Например, видеть музыку. Ученые все еще не могут объяснить, почему воздействие на одни органы чувств может вызывать уникальный отклик в других.
  • Пульсирующее пространство. Выясняется, что вещи, казавшиеся неподвижными, способны на ваших глазах изменять размеры и пропорции, оживать, мерцать и перетекать одна в другую.
  • Иное восприятие времени. Его ход не только замедляется — вы получаете способность выходить за пределы времени. Оно теряет привычный смысл. Появляется понимание, что время податливо.
  • Жизнь заново. Вы повторно проживаете прошлое. Иногда свое (чаще всего — эмоциональные эпизоды из детства), а иногда и не только. Регрессия в прошлые жизни — обычное дело в трипе.
  • Рождение и смерть. Вам открываются воспоминания о рождении и нахождении в утробе матери. Затем ощущаете собственную смерть — и возрождаетесь.
  • Ясность мышления. Задачи, которые казались трудными или даже невыполнимыми, решаются будто по щелчку пальцев. Вы ощущаете, что до аяваски ваш мозг не работал в полную силу.
  • Визуальные искажения. Стоит закрыть глаза — и перед вашим взором возникают геометрически правильные калейдоскопические узоры и психоделические композиции, в которых обычно угадываются глаза, перья и листья.
  • Трансперсональные переживания. Вы обретаете способность выходить за пределы физического тела и воссоединяться с духом растения-учителя и с тем, что люди упрощенно называют богом.
  • Повышенная чувствительность. Цвета становятся ярче, а звуки — громче. Именно поэтому церемония должна проходить вдали от цивилизации: шум города может испортить трип. Эмоции тоже становятся более концентрированными.

Удалось ли мне описать действие аяваски?

Нет. Я перечитываю эту запись в блоге и понимаю: все правильно, но толку мало. Никакие описания не приблизят вас к пониманию ощущений и возможностей, которые открываются человеку на церемонии. Этот опыт нужно пережить самому.