БЛОГ ПАВЛА ДМИТРИЕВА

Выпить аяваски и умереть: разбираю 5 летальных случаев, связанных с шаманскими ритуалами

Безответственность способна что угодно превратить в «орудие убийства». Дети суют в рот детали конструктора и задыхаются. Взрослые роняют в ванную включенный фен и умирают от удара током. Актер Дэвид Кэррадайн умудрился задушить себя во время мастурбации. Причиной смерти может стать что угодно. Даже абсолютно безопасная аяваска — если спровоцировать тяжелый тираминовый или серотониновый синдром, проходить церемонию в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, а то и вовсе скрыть от организаторов серьезную сердечную патологию.

И тем не менее СМИ тиражируют несколько историй о смертях, якобы вызванных аяваской, давят на эмоции и делают необоснованные выводы. Чиновники, в свою очередь, заимствуют у церковников реляции в духе «Так доколе же наших граждан будут травить сатанинскими снадобьями?!» и под одобрительное улюлюканье домохозяек запрещают все, что под руку подвернется. Пора уже трезво рассмотреть эти трагические истории и наконец закрыть вопрос о том, безопасно ли пить аяваску.

Кайл Нолан, 18 лет

Юноша из Себастопола, маленького городка в штате Калифорния, увидел в интернете рекламу ретрит-центра Shimbre в Перу, которым руководил Хосе Мануэль Пинеда Варгас, называвший себя Мастером Манколуто. Перуанские шаманы считают его безответственным прохвостом, ведь он отправляет участников церемонии по одиночке бродить в джунглях, где на каждом шагу подстерегает смерть. «Мастер» утверждает, что это абсолютно безопасно, ведь он телепатически управляет всеми ягуарами и скорпионами. Себя же он называет потомком марсиан, перебравшихся в Перу из Атлантиды. Кайл Нолан не знал, как должна проходить церемония аяваски и чем истинный курандеро отличается от сумасшедшего. В августе 2012 года он взял все свои сбережения и, вопреки уговорам родных, отправился в ретрит-центр Shimbre.

Когда Кайл 10 дней не выходил на связь после предполагаемой даты церемонии, родители поняли, что случилось что-то ужасное. Они сообщили в полицию и сами отправились в Перу. В Лиме и Пуэрто-Мальдонадо показывали прохожим фото сына, но никто его, похоже, не видел. Им пришлось вернуться в Калифорнию — увы, лишь затем, чтобы снова отправиться в Пуэрто-Мальдонадо (где и располагался центр Shimbre), на опознание. Обрывки информации вывели местную полицию на Мастера Манколуто, и тот признался, что вместе с 2 своими помощниками закопал тело Кайла Нолана в джунглях. По его словам, юноша умер от передозировки аяваской.

Экспертиза не смогла установить точную причину смерти, поскольку тело долго пробыло в земле и начало разлагаться. Шон Нолан, отец Кайла, заявил СМИ, что «люди не умирают от употребления аяваски», поэтому он уверен, что шарлатан Хосе Мануэль Пинеда Варгас намеренно убил его сына, а затем «закопал как собаку». Мастера Манколуто арестовали по подозрению в умышленном убийстве. Чем закончилось расследование и получил ли этот человек реальный срок, в СМИ не сообщалось. Но после этих событий 9 заметных фигур «аяваска-туризма» (прежде всего собственники крупных ретрит-центров) выступили с совместным заявлением. В нем говорилось, что еще в 2010 году они предупреждали Роба Велеза (сооснователя центра Shimbre), что Хосе Мануэль Пинеда Варгас — не шаман, а безответственный авантюрист. Но тот не стал ничего предпринимать.

Генри Миллер, 19 лет

Западные СМИ рассказывали душещипательную историю о том, как «колумбийские дикари» бросили на обочине бездыханное тело студента из Бристоля. Цитировали Гарри Миллера, дядю погибшего, мол, это шаман преднамеренно убил Генри, а колумбийская полиция его покрывает. При этом далеко не все журналисты упоминали, что шаман пытался отвезти юношу в больницу на мотоцикле, но тот скончался в дороге. Именно поэтому британский коронер и обнаружил тело на обочине. Сам же эксперт не увидел в смерти Генри Миллера злого умысла и лишь сообщил в Министерство иностранных дел Великобритании, что стоило бы предупреждать туристов о рисках, связанных с «галлюциногенным чаем».

Генри Миллер прилетел в Колумбию «дикарем» в апреле 2014 года, остановился в столичном хостеле, которым владеет отставной офицер полиции из Бельгии, и побывал на церемонии, где на него не подействовала тройная доза аяваски. Об этом он сообщил родным в телефонном разговоре и через 2 дня после неудачного опыта пришел к другому шаману. Выпив порцию отвара, Генри почувствовал недомогание и умер от остановки сердца. Нет данных о том, что он проходил медицинское обследование, прежде чем отправиться в Южную Америку, и соблюдал шаманскую диету. Зато есть свидетельства, что юноша принимал скополамин — психоактивное галлюциногенное вещество, содержащееся, например, в Toe (самом опасном из растений-учителей, диетировать с которым не решаются даже некоторые шаманы).

Анес Гомес, 26 лет

Британец Анес Гомес умер не от отравления химическими веществами, а от удара ножом. Его зарезал приятель Джошуа Стивенс. Очевидцы вспоминают, что декабрьским вечером 2015 года в одном из ретрит-центров Икитоса, что в Перу, группа из 6 человек готовилась к церемонии. Стивенс взял порцию аяваски и отправился с ней в свою хижину. Когда остальные выпили отвар из «лианы духов» и он начал действовать, Гомес, видимо, столкнулся с бэд-трипом. Он вышел из малоки, отправился в хижину к Стивенсу и попытался его убить. Драка продолжалась до тех пор, пока в руках у последнего не оказался нож, и он вонзил его в тело человека, которого считал своим другом.

Существует несколько версий произошедшего. Согласно одной из них, Гомесу привиделось, что его девушка изменяет ему со Стивенсом, — и это послужило причиной агрессии. Шаман же утверждал, что в Гомеса вселился злой дух, который придал ему сверхчеловеческой силы и возжелал крови. Нашлось достаточно свидетелей, подтвердивших, что Стивенс вынужден был обороняться и удар ножом был необходимостью, поэтому полиция не предъявила ему обвинений. Не нашлось у них вопросов и к шаману, который обязан был обеспечивать безопасность группы, не позволять участникам разбредаться и, в конце концов, защитить место церемонии от злых духов.

Мэттью Доусон-Кларк, 24 года

Этот парень из Новой Зеландии умер, прежде чем успел попробовать аяваску. В сентябре 2015 года он прилетел в Икитос и выпил жидкость, которую ему вручил шаман. Это был отвар из мапачо. Курандеро объяснил, что такова процедура подготовки к церемонии: сперва нужно, чтобы «табак ацтеков» очистил участника физически и ментально. Мэттью послушно следовал инструкциям — и через несколько часов рвоты и ужасной боли в животе умер от остановки сердца. Другие участники предлагали оказать парню первую помощь, но шаман был непоколебим. По его мнению, очищение шло своим чередом. Затем он все же согласился отвезти Мэттью в больницу, но единственное, что смогли сделать врачи в Икитосе, — констатировать смерть.

Мэттью умер от острого отравления никотином. Шаман не увидел в его смерти своей вины и заявил, что парень просто исполнил свое предназначение. У органов правопорядка тоже не возникло к нему вопросов, хотя именно он приготовил отвар, который, вероятно, оказался слишком насыщенным. К тому же неподготовленному участнику хватило бы и традиционного окуривания сигарами из мапачо. Ведь употребление больших доз отвара — отдельный и довольно рискованный ритуал.

Женщина из Латвии, 34 года

Эта история почти лишена подробностей. В августе 2019 года некая женщина, чье имя не называют, прилетела из Латвии на Кипр — туда, где аяваска официально вне закона. Там она заплатила 150 евро беременной 50-летней россиянке, чтобы пройти подпольную церемонию аяваски. Не она одна искала дешевого и запретного просветления: в общей зоне жилого комплекса на окраине Ларнаки собралось 20 человек. Там они и выпили напиток неясного происхождения, который якобы привез из Колумбии сожитель той самой россиянки. Как проходила «церемония», неизвестно, но ее результатом стала смерть 34-летней латвийки.

Полиции удалось установить личности и допросить только 5 других участников этого действа. Они сообщили, что не чувствовали недомогания. Организатор «церемонии» попыталась скрыться от полицейских в больнице, но двойня не уберегла от ареста. Ее сожитель-колумбиец бросил беременную россиянку и спешно вернулся на родину. Полиция Кипра объявила его в международный розыск по линии Интерпола. Но ни о результатах этого розыска, ни об официальной причине смерти женщины из Латвии СМИ не сообщали. Что на самом деле представлял собой таинственный колумбийский напиток? Были ли у женщины медицинские противопоказания к приему аяваски? Эти вопросы так и остались без ответа.

Вместо заключения

Эти истории произошли в разное время с разными людьми и в разных странах, но кое-что их объединяет — безответственность. Иногда это безответственность самих пострадавших. Лететь «дикарем» в Южную Америку и пить там непонятно что, полученное от первого встречного? Отправиться на подпольную церемонию в стране, где это официально запрещено? Не навести даже минимальных справок о «шамане», которому собираешься доверить свою жизнь? Погибших уже не вернуть, и последнее, в чем нуждаются их родственники, — мои нотации. Но прошу, не повторяйте их ошибок. Лучше заплатить больше за безопасный ретрит у настоящего курандеро, чем якобы сэкономить и вернуться домой в гробу.

Иногда это безответственность организаторов. Сумасшедший шарлатан, отправляющий людей в состоянии психоделического трипа бродить по джунглям. Потакающий ему жадный делец. Беспечные «шаманы», которые игнорируют явные признаки недомогания, не следят за участниками и поят их отварами, насыщенность и дозировки которых не соответствуют уровню их подготовки. Жаль, что многих из этих людей невозможно привлечь к уголовной ответственности. Ведь они этого заслуживают. Мы никогда не позволяли себе подобной халатности. Потому что понимаем: мы в ответе за тех, кто нам доверился.

Хочу обратить ваше внимание: согласно статистике, Южную Америку ежегодно посещают по меньшей мере 10 000 аяваска-туристов, но мне удалось отыскать информацию только о 5 летальных случаях, связанных с отваром из «лианы духов». Не так уж много. Сообщений о смертях во время любительских марафонов гораздо больше. Но что-то никто не пытается запретить бег. С чего бы это?