БЛОГ ПАВЛА ДМИТРИЕВА

Есть такая профессия — людей исцелять: как становятся шаманами

Шаман — ключевая фигура в церемонии аяваски. Без него это уже не священный ритуал, а сомнительное баловство галлюциногенным чаем. Именно он выступает хранителем вековых традиций, готовит аяваску по аутентичному рецепту, наставляет своих подопечных, поддерживает связь с духами растений-учителей и задает тон всему действу. На этого человека возлагается большая ответственность. Поэтому неудивительно, что нельзя стать шаманом с бухты-барахты. Этой чести удостаиваются лишь избранные после долгих лет обучения.

Сразу же сделаю небольшое лирическое отступление. Здесь и в других статьях я часто употребляю слово «шаман». С одной стороны, здесь нет ошибки, ведь это универсальное название для каждого, кто проводит мистические ритуалы. В любой культуре и в любом уголке земного шара: от холодной Якутии до жаркой Африки. С другой стороны, у индейцев принято называть этих людей курандеро. Актуально и слово «маэстро», которым мы величаем выдающихся деятелей искусства, а жители Амазонии — духовных лидеров.

Школа ментального преображения

Как правило, путь к своему почетному статусу будущие курандеро начинают в довольно юном возрасте. Зачастую инициация происходит в 10–13 лет. Как правило, шаманами становятся те, чьи отцы, деды и более далекие предки тоже были шаманами. Разумеется, не каждый уважаемый курандеро — представитель профессиональной династии, но ее наличие определенно считается плюсом. Это означает, что он с ранних лет жил в правильной атмосфере и постигал соответствующие премудрости.

В большинстве случаев тайные знания шаманов, включая рецепт аяваски, передаются из поколения в поколение. Причем продолжить дело предков может далеко не каждый из детей. Шаман сам выбирает, кто из наследников станет его преемником. Как правило, кандидатов хватает, потому что у приверженцев старинных индейских традиций обычно большие семьи.

Как и в привычной нам школе, все начинается с азов. А право работать с аяваской будущий шаман получает уже в конце обучения. В первые годы он работает с менее мощными растениями-учителями, осваивает принципы диетирования травами, а также изучает правила создания надлежащей обстановки.

Многие будущие курандеро проходят обучение сразу у нескольких наставников. Нередко бывает, что юноша начинает обучение у своего отца, затем к процессу подключается, скажем, дядя, а ближе к концу у него появляется еще один, а то и пара наставников из числа посторонних.

Обучение может длиться очень долго — порядка двух десятилетий. То есть, если постигать искусство курандеро начинает мальчишка лет 10–13, то завершает этот процесс мужчина лет 30–35. Да, чтобы стать шаманом, нужно потратить больше времени, чем чтобы стать врачом: 20 лет под руководством шамана против 10 лет в школе и 5–7 лет в медицинском вузе.

И вот по истечении многих лет ученик становится полноправным курандеро. Он готов взаимодействовать с любым растением-учителем. Готов исполнить свою первую икаро на своей первой церемонии. Готов создать свой первый отвар из «лианы духов» по рецепту своих наставников. Говоря языком западной цивилизации, он начинает собственную практику. И на протяжении всей оставшейся жизни будет совершенствовать свои навыки.

Мифические требования к курандеро

Традиции кечуа выдвигают множество требований к шаману. Но профанам этого будто мало, и они добавляют к ним еще и несуществующие ограничения. Давайте разберемся с 3 самыми популярными мифами о курандеро:
·        Только мужчины. Признаюсь, до этого я намеренно говорил о шаманах только в мужском роде, чтобы затем разрушить этот стереотип. На самом деле было бы странно, если бы народ, поклоняющийся Матери-Земле (Пачамаме) проявлял пещерный сексизм в таком важном аспекте своей жизни. Да, представительниц прекрасного пола среди курандеро значительно меньше. Но они есть. А называют женщин-шаманов не маэстро, а маэстра.
·        От 70 и старше. Не знаю почему, но именно эту цифру тиражируют многие источники в интернете. Дескать, лишь по достижении 70 лет шаман становится истинным курандеро. А до этого он лишь «дозревает». Вздор! Да, опыт — это замечательно. Но быть маэстро — это призвание, и многое здесь решают приверженность верованиям, опыт наставников и талант самого человека. Лично я участвовал в церемониях и под руководством пожилого мужчины, и вполне молодой женщины. Оба оказались настоящими мастерами своего дела, и в обоих случаях результаты были потрясающими.
·        Потомственность превыше всего. Да, «от деда к отцу и от отца к сыну» — это правило. Но из него тоже есть исключения. Волею судеб у шамана может не оказаться наследников, и его учеником становится посторонний человек. Который порой не уступает, а иногда даже превосходит учителя, если прикладывает много усилий. Бывает и наоборот, когда потомственного курандеро изгоняют из племени за дурной поступок. И, вопреки всей своей «настоящести», такой шаман ничего хорошего вам не предложит. Особенно если он пополнил ряды брухо — индейского аналога темных колдунов.

Истинный маэстро проходит долгий и тернистый путь. И все ради того, чтобы провести вас к новой жизни кратчайшей дорогой.